Расскажите ребенку сказку про то, как мягкий знак «сбежал», и началась неразбериха в словах («вюга», «пёт», «лёт» и т.п.) Или как буквы выгнали мягкий знак («Ты вообще никак не произносишься!»); началась путаница, и потом приняли решение позвать его обратно. Такие сказки оживляют правила для ребенка и делают их запоминающимся.
Закрепление.
– Игра «Светофор». Вы с ребенком «зажигаете» буквы фонариком: под словом рисуете разноцветные точки (дети уже знают, что гласные звуки зажигают красным цветом, твердые согласные – синим, а мягкие согласные – зеленым). Спросите у ребенка, каким цветом зажечь мягкий знак. Пусть ваш малыш сам выберет цвет, а потом «зажигайте» самые разные слова.
– Игра «Светофор наоборот». Сначала «зажигаете» фонарики, а ребенок по цвету фонарика подбирает буквы (гласные/согласные, твердые/мягкие, разделительный мягкий знак), чтобы получилось слово.
– Игра «Слово рассыпалось». Возьмите буквы из разрезной азбуки (или нарежьте из картона квадратики и напишите на них нужные буквы). Скажите, что рассыпалось слово «семья», «друзья», «вьюга» и т. д.
6. Сочетания «ЧК-ЧН» («печка», «речка»).
Правило: «Сочетания „ЧК-ЧН“ пишутся без мягкого знака».
Полезно воспользоваться методом «Спроси ребенка»: «Почему же в этих сочетаниях букв мягкий знак лишний?» А затем вместе с ребенком придумайте/нарисуйте мультяшную историю, используя его ответы.
Закрепление.
Для этого правила прекрасно подойдут карточки и истории про Чебурашку, описанные в одном из способов выше.
А также игры:
– «Составь ребус» («девочка», «ночка», «ночной», «точка», «точный», «речка», «речной»);
– «Найди ошибки» («дочка», «точька», «ночной», «почька», «птеньчик», «девочка», «бочька», «ручьной», «речка»);
– «Найди слово» – искать слова с сочетаниями «ЧК-ЧН» в сказках А. С. Пушкина
7. Проверяемые безударные гласные в корне слова («вода – вОды»).
Правило: «Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы наэту гласную падало ударение».
Предложите ребенку вставить в слова пропущенные буквы: «гр… бы», «…кно», «з… мля». Увидев, что ребенок задумался, задайте вопрос: «Почему ты сомневаешься? Что же делать?» Если ребенок подставил, не раздумывая, букву неправильно, то просто скажите с улыбкой проверочное слово с этой «неправильной» буквой, ставя на нее ударение («грЕб», «Акна»). И вы, шутя, вместе с ребенком сформулируете правило.
Комментарии к книге «Грамотный ребенок, Как научить ребенка писать без ошибок», Рената Кирилина
Всего 0 комментариев