В этих ритуалах необходимым элементом является изображение жертвы, которая должна быть выкуплена, и это изображение именуется лÿ, «замена». Виды лÿ были чрезвычайно изощренно разработаны: «...сообразно нуждам (конкретного случая) употребляется соответствующий ритуальный метод, дабы полностью удовлетворить конкретный класс существ, причиняющих ущерб, и выкупить жизнь подвергшейся нападению жертвы».
Среди многочисленных ритуальных предметов и веществ, используемых в ритуалах выкупа наряду с куклой-заменой (лÿ), упоминается намка. В тексте дö буддийской традиции намка в соответствии с прямым значением этого слова выступает как символ пространства и есть та часть лÿ, которая представляет в ритуале ум выкупаемой жертвы:
«Нам — многообразие,
ка — природа пустоты, —
подношу неразрывное единство проявленности и пустоты
как выкуп за ум жертвы».
Ринпоче говорит о бон лÿ: «Эти ритуалы были популярны с древнейших времен во всех регионах распространения тибетцев и тибетской культуры, а, следовательно, имели настолько заметное влияние на представления, поведение и образ жизни тибетцев, что после введения буддизма глубоко внедрились в новую веру, и практика их сохранилась во всех школах тибетского буддизма вплоть до настоящего времени».
Также намка использовались в бон шен жизни в другой разновидности ритуалов выкупа, называвшихся «выкуп ла». Ритуалы выкупа ла составляли одну из двух ритуальных традиций этого вида бона и были важны для живых (другая традиция занималась проблемами умерших). Оба вида ритуалов основывались «на представлении, что человек состоит из трех элементов: ла, различающего ума и ума, либо ла, потенциального долголетия и жизненной сущности».
Комментарии к книге «Практика намка и вокруг нее», Виктор Кругликов
Всего 0 комментариев