— „ударяя себя в грудь"
г) отдают себя во властьмилосердия Божьего (ст. 13):
— „Боже! будьмилостив ко мнe, грeшнику!".
Б). Слeдствияпревозношения.
Надмевающиеся собственнойправедностью:
а) не удостаиваются благодатиБожьей: „сей пошeл оправданным в домсвой более, нежели тот";
б) мало-помалу падают с высотынравственной жизни, погрязают в пороках и осуждаются Богом (ст. 14): „возвышающийсам себя, унижен будет".
Частные темы, предлагаемыепроповeднику дневным евангелием, весьма разнообразны;они могут быть развиваемы или в связи со всeм текстом,или отдeльно от него.
Так, стих 10 дает поводбесeдовать:
— О хождении в храм для молитвы,как непремeнной обязанности христианина.
— О различных нравственныхрасположениях, с которыми люди идут во храм Божий, или о том, что многие посeщают общественное Богослужение по привычкe,а не по влечению сердца.
Ст. 11 и 12:
— О молитвeфарисея — богопротивной молитвe.
— О людях, носящих образблагочестия, но отвергшихся его силы.
— Какова твоя молитва, таково итвое сердце.
— О самомнeнии,как главной причинe нравственного самообольщения.
— О духовной гордости (в чем онапроявляется, как опасна и как мы можем её избeжать).
— Почему мнимое благочестие таксклонно к презрeнию других.
— Хвалиться своими добродeтелями могут только тe, кто непознал самого себя.
— Как далеко заходит иногда худоемнeние людей о своих собратьях.
— Насколько привычка сравниватьсебя с другими людьми позволительна и непозволительна.
— Как необоснованно и как опасноутeшаться собственной праведностью (Апок. 3:17).[4]
— Истинное благочестие не можетбыть без смирения.
Ст. 13:
— Мытарь в храмe— образец истинного богоугодного молитвенника, посeщающегохрам Божий.
— Молитва мытаря должна бытьнашей постоянной молитвой.
— Истинно добродeтельныйчеловeк всегда кроток и смирен.
Ст. 14:
— Почему мытарь был оправдан болeе, нежели фарисей.
— О том, что Бог гордымпротивится, а смиренным дает благодать и т. п.
Тема I.
Фарисeй, став, молился сам в себe так: Боже!благодарю Тебя, что я не таков, как прочиe люди (ст. 11).
Судя по человeчески, фарисей был человeк праведный, а мытарь —грeшный.Но мытарь не был осужден, потому что был “смирен,” со смирением молился Богу, смиренно каялся и сокрушался в своих грeхах. Напротив, фарисей
Комментарии к книге «Практическая Гомилетика. Том 1», протоиерей Иоанн Толмачев
Всего 0 комментариев