б) Он ударял себя в грудь.
Истинная, пламенная молитва не может быть без внeшнеговыражения. Внутренние движения сердца невольно проявляются вовнe. Примeры. Глубокое,внутреннее сокрушение о грeхах не может не выражаться биением в грудь. Благоговeние к Богупреклоняет колeна и проч.
в) Он молил Богао помиловании. „Боже! будь милостив ко мнe, грeшнику!".
Его единственное желание — получить отпущение грeхов.
Приложим это к себe! Бескровная жертва, совершаемая налитургии, напоминает нам о нашем грeхe и побуждает к покаянию. Сын Божий за нас пострадална крестe. Какая великая жертва со стороны Бога и какая тяжкая винас нашей стороны! Не должны ли мы просить Бога о помиловании? Заслуги Спаситeля — единственное средство спасения.
Заключение. Перед нами в жизни двe дороги: мы или пойдемстопами фарисея к собственному покою, к внeшнему почету, всему, чeм питаетсятщеславие и услаждается гордость, или пойдем вслeд за мытарем с егосокрушенным сердцем, смиренным духом, заставляющим его в смущении перед живой совeстьюопускать глаза долу, в сокрушении бить себя в грудь. Первый — путь земного благополучия, презирающего несчастья других — путь погибели в вeчной жизни.Вторая стезя, горькая и темная здeсь, приведет нас к Источнику Свeта и Правды.
Будем же избeгать фарисейской гордости, которая искушает и низвергаетлюдей в погибель. Послeдуем смирению мытаря, которое ведет к покаянию и отпущениюгрeхов.“От возношения уничтожается всякое благое, от смирения же уничтожается всякое злое. Тщеславиe отщетeвает богатство правды; смирение же расточает страстей множество.Всяк возносящийся смирится; смиряяй же себе вознесется.“[7]
Тема III.
“Фарисeй, став,молился сам в себe так: Боже! благодарюТебя” и проч. (ст. 11—12).
Евангельский фарисей был, повидимому, человeкблагочестивый: он молился, постился, благотворил бeдным и не имeл грубыхпороков. Но в очах Божьих он оказался великим грeшником, достойнымосуждения (ст. 14). Люди, подобные фарисею, были во всe времена; не мало их итеперь. Судя по внeшности, эти люди — не очень плохие. Они честны ибезукоризненны в гражданском смыслe; аккуратно посeщают храм Божий; исполняют в точности религиозные обряды;чужды грубых преступлений против общественной нравственности; не подают никакого соблазна своим поведением и дeлают много добра. Почему же эти людинеугодны Богу, как неугоден был и евангельский фарисей? Потому что их праведность — фарисейская праведность.
Комментарии к книге «Практическая Гомилетика. Том 1», протоиерей Иоанн Толмачев
Всего 0 комментариев