а) святости,
б) правосудию,
в) благости.
Таким образом, не только всяразвитая тема, но даже каждая из её составных частей может служить предметом отдельной проповеди, для которой готово уже расположение (план), и главные мысли, и соответствующие тексты. Если проповедник желает быть совершенно самостоятельным, то он может идти еще дальше в выборе и развитии тем. Он может оставить все указанные нами темы и взять за тему какую-либо конкретную мысль или какое-либо изречение святого отца, оставленное нами, как афоризм, без всякого развития.
Для примера возьмем неразвитуютему, с указанием лишь главных составных её частей: ο почитаниисвятых (см. тема VI на Апостолв ту же неделю по Пятидесятнице):
1) Почему нужно почитатьсвятых?
2) Как нужно почитать святых?
Проповедник может не взять затему своей проповеди ни темы общей, ни каждой из её составных частей, a ограничиться только одним. приведенным там изречениемсвятителя Иоанна Златоуста в доказательство того, как нужно почитать святых, а именно: “почитание святаго, говорит златословесный учитель, состоит вподражании ему,” и это изречение поставить темой проповеди. Тоже самоенужно сказать об употреблении и всех прочих тем, как развитых, так и неразвитых.
Вообще всех, кто будетпользоваться нашими гомилетическими пособиями, мы просили бы прежде всего самим прочитывать известное зачало из Евангелия или Апостола,[2]вникнуть глубже в его смысль, остановиться на какой либо мысли, — и потом уже как бы для ответа на собственную мысль или тему искать в предлагаемых нами пособиях. Если же проповедник в темах, извлеченных нами из какого-либо зачала, не найдет ответа на свой собственный вопрос, применительно к своим нуждам и условиям, или желал бы рассмотреть вопрос с других точек зрения, а не как он рассмотрен y нас, то пусть обращаетсяк другим зачалам, имеющим однородный характер, напр. “о слепых” в нед. 7 по Пятидесятнице и “о слепых” в нед. 31 по Пятидесятнице; “о званных на вечерю” в нед. 14 и ο “званных на вечерю” в нед. 28 поПятидесятнице; “о воскрешении Наинского юноши” в нед. 20 “о воскрешении дочери Иаира” в нед. 24: “о бесноватых” в нед. 5, 10 и 23 и т. д.
Точно также можно поступать иотносительно однородных мыслей, заключающихся в чтениях из Апостола. Кто из Пастырей пожелал бы предложить своим пасомым ряд поучений об одной какой-либо
Комментарии к книге «Практическая Гомилетика. Том 1», протоиерей Иоанн Толмачев
Всего 0 комментариев