2. Гордость пе допускает истинной любви к ближним.
Гордый человeк не может любить ближних, потому именно, что он горд.
а) Он не может признавать чужих заслуг. Заслуги другихогорчают его. Он один желал бы имeть всe заслуги, и таким образом отрицает или унижает достоинстводругих.
б) Он не может быть привeтливым. Смирение требуетдружелюбного обращения со всeми людьми. Но гордый человeк в отношении к высшимсебя — льстец, а в отношении к низшим себя — груб и дерзок.
в) Он не может быть благотворительным. Бeдных людей онне считает своими братьями; в его глазах они даже не люди. Если он иногда и оказывает им благодeяние, то оказывает не так, как заповeдал Иисус Христос, чтобы “лeвая рука не знала, что дeлает правая.”
г) Он не может прощать. У него всегда другие виноваты, а онправ. Никакое оскорбление им не забывается. А что и “он” также может ошибаться, этого ему и на мысль не приходит.
Тема II.
Сей пошeл оправданным в дом свой более, нежели тот (ст. 14).
Если смотрeть на внeшние поступки, а не на внутреннее расположение сердца, тофарисея никак нельзя назвать дурным человeком. Во всяком случаe он был человeк безпорочныйв гражданском смыслe и наружно благочестивый. При всем том молитва его былаотвергнута. Напротив, мытарь был не без грeхов и пороков. Он самсознает свою грeховность, и однако же его молитва была услышана. Почему?
Почему молитва фарисея была отвергнута, а молитва мытаря услышана Богом?
1. Причины, по которым молитва фарисеябыла отвергнута.
Фарисей пришел в храм, — пришел для молитвы: это уже свидeтельствовало оего набожности. Он благодарил и прославлял Бога: это опять говорило в его пользу. Но его приход во храм и его молитва не имeли никакой цeны в очахБожьих, потому что он молился “высокомeрно,” — с таким настроением духа, вкотором он сам весь обнаружился. В молитвe люди проявляются такими,какие они есть на самом дeлe и как живут. К его жизни и молитвe можно примeнить словаапостола: “Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны,злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели,
Комментарии к книге «Практическая Гомилетика. Том 1», протоиерей Иоанн Толмачев
Всего 0 комментариев