Но не должен лион был просить у Бога о прощении многих, особенно тайных, несознанных грeхов, — о благодати постоянного пребывания в добрe? Молитву фарисея можно уподобить красивому мавзолею,воздвигнутому им над своим мертвым сердцем, с гордой надписью о своих воображаемых добродeтелях. Он благодарил Бога —прекрасно, это одобрял и этого требовал Христос. Но eслибы вмeсто Бога он благодарил себя, то молитва не измeнилась бы. Он указывал на внeшние дeла своего благочестия: на пост, — но пост, без соотвeтственного расположения души, тщетен; наблаготворительность, — но только как на дeло,предписываемоe законом, а не являющееся потребностьюего души облегчить участь своего ближнего, что и оказалось в его жестоком, гордом пренебрежении к мытарю. В остальном он только не нарушал заповeдей и заповeдей опять таки внeшних, — но этого мало: не дeлать злаеще не значит творить добро; это свидeтельствует скорeе о мертвенности сердца, для которого внутренний голостщеславия заглушил призывы неба.
В дeйствительности вся молитва фарисея была обращена ксобственному кумиру гордости. И Бог её не слышал. А потому молившийся себe, как почтивший тварь болeе Творца,был осуждeн.
2. Причины, почему была услышана молитва мытаря.
Молитва мытаря была воплем души, в смирении взиравшей насвои грeхи и в дерзновении вeры призывавшей милосердиеБожье уврачевать страдания немощи. И Бог с благоволением внял ей, ибо Он видeл человeка, требующегоЕго помощи и сознающего собственное бессилие для обновления своей природы. “Хотящий всeм человeком спастися” и не унижающий сердца смиренного оправдалжаждущего оправдания и возвратил заблудщую овцу к Своему стаду. Смирение сдeлало мытарядостойным благодати Божьей.
С благоволением взирал Бог на такую молитву мытаря, и „сейпошeл оправданным в дом свой".В своей молитвe мытарь высказался таким, каким он был на дeлe и как жил. Онмолился со смирением, а „унижающий себя возвысится" (Лк. 14:11). Вчем же обнаружилось его смирение?
а) Он стал вдали во храмe и не смeл даже поднятьочей своих на небо.
Он не тискался вперед, хотя был человeк должностной(чиновник), собиратель пошлин и, вeроятно, с хорошим состоянием. В церкви нeт различия. Всe имeют равныеправа. Самое невидное мeсто вполнe достаточно для того, чтобы возноситься в молитвe к Творцу.
Комментарии к книге «Практическая Гомилетика. Том 1», протоиерей Иоанн Толмачев
Всего 0 комментариев