1. Как фарисеи избегают зла?
Фарисеи всeх мeст и времен тщательно остерегаются худых проступков и злодeяний. Это,конечно, заслуживает похвалы, но достоин порицания тот способ, которымони, повидимому, избeгают зла.
а) Они чуждаются очевидных грeхов, бросающихся в глазавсeми каждому, и исполняют предписания закона, относящияся к внeшнему строюжизни, а не к расположению сердца.
Они не совершают убийства, но сердце их исполненоненависти, гнeва, зависти и вражды. Они не рeшаются на воровство, ноне боятся похищать чужой собственности обманом, непомeрными процентами, хитрымисдeлками.Они не дeлают открытого нападения на честь ближнего, но пускают вход клевету. Поступая так, они забывают, что как в организмe человeка внeшние болeзни бывают, побольшей части, менeе серьезны и скорeе поддаются лечению, — так и в нравственной жизни грeхи внутренние,растлeвающие сердце, страшнeе и упорнeе при исцeлении, ккоторому они, к тому же, не хотят прибeгнуть.
б) Они совершают зло не публично, а втайнe.
Вопрос Спасителя, обращенный к фарисеям: „кто из вас без грeха"?заставил их отказаться от осуждeния женщины и показал, что они сами были не чужды того порока,в котором обвиняли других. В царствe небесном могут имeть мeсто только очищенные отвсякой скверны плоти и духа. Для тайного грeшника покаяние труднeе, чeм для явного.
в) Они свободны от грeхов, грубо и явнонарушающих нравы общества, права его членов.
Грeхов же, ласкающих испорченную внутреннюю их природу, они нетолько не избeгают, но стараются вознаградить ими нeкоторыелишения и жертвы внeшней праведности. Фарисеям недостает, главным образом,страха к грeху, чистосердечности, добросовeстности, вeрности передБогом.
2. Как фарисеи дeлают добро?
Фарисеи вообще совершаютмного добрых дeл.
Они стоят гораздо выше тeх, которые во всю жизньсвою ничего доброго не сдeлали. Они подают милостыню, оказывают помощь нуждающимся,постятся, ходят в храм, ревнуют о добрe. Но почему?
а) Для славы и похвал человeческих.
Не любовь к Богу и ближним побуждает их к добрым поступкам,а любовь к своему я, стремление возвысить его, украсить перед людьми, снискать ему внeшнюю честь. Но добро тогда толъко можeт быть названоистинным добром, когда оно проистекает из любви к Богу, из любви к ближнему; в противном случаe оно фарисейскоедобро.
б) Поэтомуфарисеи охотнeе дeлают доброявно, чeм тайно.
Комментарии к книге «Практическая Гомилетика. Том 1», протоиерей Иоанн Толмачев
Всего 0 комментариев