Но, по заповeди Спасителя, лeвая рука не должназнать, что дeлает правая.
в) Фарисеи дeлают добро, не сопряженное с жертвами.
Они молятся,потому что это легко, но не прощают обид. Они помогают с избытком, но не страждут с страждущими.
Доброе дeло только тогда есть истинное добро, когда оно стоит жертв,труда, самообладания и самоотвержения.
Заключение. Когда мы дeлаемся фарисеями, и когда — нeт?
Тема IV.
“Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет” (ст. 14).
Эти слова Спасителя, очевидно, не дозволяют нам хвалитьсянашими преимуществами и добродeтелями. Но мы можем и смeем говорить о себe с похвалой;иногда даже наша обязанность требует настаивать на признании наших добрых качеств и заслуг, если от этого признания зависит наша честь и дeятельность.Однако при суждении о самих себe, мы должны искренне сознавать наши недостатки и приписыватьдобро, сдeланное нами, не себe, а благодати и помощиБожьей, — иначе говоря, мы должны быть смиренны. Совершенно иначe поступаетчеловeк гордый, величающийся своими воображаемымипреимуществами и добродeтелями.
Взаимноесравнение гордости и смирения.
1. Гордый слeп и не знает своихнедостатков; напротив, смиренный знает самого себя.
а) Гордость ослeпляет и препятствует самопознанию.
Высокомeрный считает себя исполненным преимуществами добродeтелей изаслуг, которыми он вовсe не обладает, или же придает своим поступкам и дeлам болeе цeны, чeм они имeют Это самомнeние ослeпляет егонасчет его нравственного состояния. Он считает себя совершенно беспорочным человeком, не находит нужным непрестанно испытывать качествосвоих намeрений, нравственного состояния и поступков, быть вниматeльным к своимошибкам, дурным привычкам и грeхам.
Если он слышит слова Писания: “нет человека праведногона земле, который делал бы добро и не грешил бы” (Еккл. 7:20), или: “еслиговорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас”(1 Ин. 1:8), то он всегда относит это к другим, но никогда к самому себe. Каждоe напоминание благоразумных людей о его погрeшностях онпринимает с огорчением; каждое суждение о его поступках он отрицает с негодованием, или объясняет это завистью и страстью к порицаниям (Притч. 9:8).[8]
Как трудно, почти невозможно, гордому человeку научитьсязнать самого себя!
б) Напротив, смиренный знает самого себя. Потому чтоистинное смирение основывается на правильном самопознании, в особенности на
Комментарии к книге «Практическая Гомилетика. Том 1», протоиерей Иоанн Толмачев
Всего 0 комментариев