Таким образом, смирение не только само по себe есть славнаядобродeтель, но и служит основанием к истинному благочестию инравственному совершенству.
3. Гордостьоскорбляет людей и возбуждает ненависть, смирение же приобрeтает себe уважение илюбовь.
Если сравним далeе гордость и смирение по их проявлениям и дeйствиям вотношении к другим людям, то найдем, что:
а) Гордый человeк оскорбляет людей и дeлается через этоненавистным.
Вeдь гордость возникает из преувеличенного мнeния о своихнебывалых преимуществах, добродeтелях и заслугах. Вслeдствие сего гордыйсклонен унижать и презирать других людей, становится несправедливым, пристрастным и жестокосердым. Высокомeрный хочет, чтобы превозносили только его одного, его мнeния исуждения, его воображаемые заслуги и преимущества. Поэтому он злоехидно выражается о других, умаляет их достоинства и усердно старается разглашать их недостатки всeм и каждому. — Такие поступки гордеца дeлают егоненавистным перед всeми людьми. Каждый, оскорбленный им, ищет случая смиритьего, осмeять его чванство, вывести на свeт его проступки для того,чтобы доказать, как недостоин и презрителен человeк надменный. “Гордостьчеловека унижает его, а смиренный духом приобретает честь” (Прит. 29:23).
б) Напротив, через смирение приобрeтаются любовь и уважениеот людей.
Нeт сомнeния, что истинные духовные преимущества, отличныеспособности и познания, добродeтели и заслуги достойны всеобщего уважения. Они, дeйствительно,заслуживают часто удивления и прославления. Но они также нерeдко возбуждаютзависть и недоброжелательство — по крайней мeрe им не воздают тогоуважения, какое слeдует, если они не соединены с скромностью и смирением.Именно смирение придает всeм добродeтелям и преимуществам человeка такую
Комментарии к книге «Практическая Гомилетика. Том 1», протоиерей Иоанн Толмачев
Всего 0 комментариев