Но круг предметов дляпроповеднической деятельности весьма обширен и разеообразен: итак, спрашивается, с чего же начать, ο чем должнопроповедывать с церковной кафедры? Прямым и верным указателем того, что в какое время должно предлагать в храме для назидания верующих, служит ЦерковныйУстав. По нем правят службы Божьи; его же руководству должноследовать и церковное собеседование. Весь годовой круг в церковном отношении разделяется на две части: на недели вне Триоди или, такназываемые, недели по Пятидесятнице, и недели Триоди.
Каждая из этих частей в своюочередь подразделяется на два отдела или последования: первое последование составляют те недели по Пятидесятнице (I-XVII), в которые читается Евангелие отМатфея; второе — недели по Пятидесятвице (ХVШ-XXXII), в которые предлагаются чтения изЕвангелия от Луки. Недели Триоди также разделяются на два последования: на недели Триоди Великопостной, начиная от недели Мытыря и Фарисея до недели Ваий (Евангелие преимущественно от Марка), и на недели Триоди Цветной, начиная от Пасхи до Пятидесятницы (Евангелие исключительно от Иоанна).
Кроме недель, в течение годавстречаются такие дни и случаи, которые Церковь освятила особенной торжественностью, величием или умилительностью, и в которые по обыкновению, или по общей обязанности, или пo частнымпотребностям, составляются и произносятся церковные поучения, таковы, напр., праздники Господские и Богородичные, общие Святым я на разные случаи. Соответственно с этим и весь курс Собеседовательного Богословия должен исчерпать весь проповеднический год, по руководству Церковного Устава, и дать возможность пастырю Церкви, в течение всей его пастырской деятельности, непрестанно проповедовать Слово Божие, не ограничиваясь в дни воскресные и праздничные одним каким-либо предметом поучений, но каждый раз изменяя содержание проповедей или бесед со своими прихожанами.
Первым, самым главным инеобходимым источником церковной проповеди и церковного собеседования служат, конечно, библейския рядовые зачала, предлагаемые из Евангелия иАпостола. Поэтому задача практической Гомилетики определить отношениеэтих зачал к церковному проповедничеству, указать главную мысль или, так сказать, “идею” дневного чтения из Евангелия и Апостола, и затем вывести частные и более конкретные истины, ο которыхпроповедник может беседовать на основании дневного зачала. Так мы и поступили в
Комментарии к книге «Практическая Гомилетика. Том 1», протоиерей Иоанн Толмачев
Всего 0 комментариев