Но здесь возникает вопрос: всякийли из проповедников в состоянии будет развить ту или иную тему? Хватит ли y него времени и сил для такого труда? Отыскать тему еще не тактрудно, но как ее развить, с какихсторон ее рассмотреть, — это стоит времени, искусства, глубокого знания Cвященного Писания и большого навыка. В ответ на эти вопросымы предлагаем множество самых разнообразных тем с расположениями (планами) для проповедей, как на Евангелия, так и на Апостол. Обилие предлагаемых нами проповеднических материалов может удовлетворить самого взыскательного и ревностного проповедника. Какая бы ни была избрана тема, лишь бы только она заключалась в характере дневного зачала, проповедник большею частью найдет в расположениях (планах) и надлежащие тексты из Священного Писания, и основные мысли, и даже соответствующие контексту, но краткие выдержки из творений святых отцов, необходимые для дальнейшего развития проповеднического слова. Наши темы, при всем своем разнообразии, носят характер единства и имеют как между собой, так и с зачалом, тесную, внутреннюю связь. Они служат только подробным раскрытием различных сторон одного и того же зачала и вместе с тем истолкованием его нравственного смысла. Предлагаемые нами темы, по форме своей, двоякого рода: одни — полные и совершенно развитые во всех своих частях, делениях и подразделениях; другие — краткие и неразвитые, с указанием лишь главных, составных частей.
Что касается до внутреннегокачества тем, как развитых, так и неразвитых, то мы тщательно заботились, чтобы они были экзегетически правильны, конкретны, разнообразны и поучительны.
Экзегетическиправильны — т.е. прямо и естественно вытекали из текста, как стебель иззерна.
Конкретны,частны и, так сказать, специальны, т. е. касались бы одного какого-либо предмета, но со всех сторон; говоря, напр, ο молитве,мы рассматривали не весь обширный вопрос о молитве, но или οсвойствах молитвы, или ο долге молитвы, или ο терпении в молитве и т. д.
Разнообразны:чтобы проповедник каждый раз мог изменять содержание поучений при чтении одного и того же Евангелия или Апостола и чтобы, таким образом, мало пo малу, год за годом, мог сказатьпасомым всю волю Божью.
Поучительныи близки к жизни, к нравствевнным нуждам и потребностям, к современным недугам общества и проч., чтобы они действительно могли одних исправлять, других
Комментарии к книге «Практическая Гомилетика. Том 1», протоиерей Иоанн Толмачев
Всего 0 комментариев