3. Васубандху: Является ли очертание особым видом атома (АК II, 22), некоей особой совокупностью атомов, или же единичной сущностью, охватывающей совокупности атомов цвета? Если это особый вид атома, “длинный”, “короткий” и т.д., он должен быть включен отдельно в каждую часть совокупности к которой он относится, также как это происходит с цветом. Если это особая совокупность атомов, почему это не может быть просто особой совокупностью атомов цвета? Если это единичная сущность (entity), тогда она должна восприниматься отдельно в каждой части совокупности, поскольку в таком случае она находилась бы во всех частях одновременно. Если же это обладает частями - это не может быть единой сущностью. Последний взгляд также необоснован, поскольку Вайбхашика должна рассматривать чувственное поле как совокупность атомов и поскольку это совпадает с доктриной Вайшешики относительно целостности.
4. В действительности, “очертание” это лишь цвет. Когда в одном направлении цвет появляется в большом количестве - это называется “длинное”, в малом количестве - “короткое”; одинаковое в каждой из четырех сторон - “квадратное”; если растояние от центра одинаковое во всех направлениях - “круглое”; если есть большое количество цвета в центральной цасти - “выпуклое”, малое количество - “вогнутое”; если следует паралельно в одном направлении - “ровное”, следует в различных ннаправлениях - “не ровное”. Если бы очертание было отдельным видом сущности, о чем говорят вайбхашики, различные очертания не могли бы распологаться в одном месте, также как не могут это делать и различные цвета (АК IV, 2-3).
Комментарии к книге «Буддийский взгляд на карму», Автор неизвестен -- Буддизм
Всего 0 комментариев