«Буддийский взгляд на карму»

2600


1 страница из 40
читать на одной стр.
Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

стр.
Encyclopedia of Indian Philosophies

Encyclopedia of Indian Philosophies. Volume VIII. Edited by Karl H. Potter. Motilal

Banarsidass. Delhi. 1999.

БУДДИЙСКИЙ ВЗГЛЯД НА КАРМУ

Поскольку Будда указывал, что ничего не длится более одного момента, то как функционирует карма, каким образом осуществленное кем-то (агентом) действие может сохраняться, а затем созревать? Для того, чтобы объяснить это Ватсипутрии предлагали модель “личного агента” (пудгала), перемещающегося от существования к существованию.

Также возникал вопрос каким образом после смерти индивида, его карма сохраняется и соотносится или продолжается в последующем рождении. Для этого (такими школами как Сарвастивада и Ватсипутрия) вырабатывалась модель так называемого промежуточного состояния (антарабхава), состоящего из серий пяти агрегатов, которые связывают место смерти с местом перерождения.

Другим способом объяснить проблему продолжения кармического следа было введение проявленной (виджняпти) и непроявленной (авиджняпти) кармы. Проявленная карма - это непосредственный и ощутимый результат действия (например, боль от удара), а непрявленная карма - это потенциа или предрасположенность закладывающаяся в уме.

Для того чтобы совместить эту модель с теорией моментарности возникает теория (Сарвастивада и Вайбхашика) в которой все три времени существуют одновременно; предполагается наличие определенного фактора (прапти) или “обладания”, который хотя и моментарен, производит следующий подобный и так далее до полного созревания. Саутрантики, которые отрицают, что прошлые или будущие моменты существуют в насоящий момент, объясняют карму тем, что действия оставляют после себя след (васана или “аромат”) или потенцию (шакти) которая обуславливает каждый момент в серии, последующей за десйтвием, этот след также называется “семенем” (биджа). В дальнейшем, Йогачарьи закономерно вводят такое поняти как сознание хранилище (алаявиджняна) для этих потенций. Далее Васубандху вводит подразделение полного созревания действий. 1) Приготовление (прайога), то есть сбор орудий действия паралельно с намерением. 2) Само действие вместе с накоплением кармы. 3) Так называемое “обратное” (back) (приштха), последующие моменты, такие как удовлетворение или раскаяние в содеянном и нить непроявленной кармы, следующая за этим действием.

Комментарии к книге «Буддийский взгляд на карму», Автор неизвестен -- Буддизм

Всего 0 комментариев

Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства