Предложите ребенку словосочетание « (на) шел (на) столе». Спросите, как понять – где предлог, а где приставка. Если ребенок затрудняется, спросите: «Какой может быть стол?» («письменный/большой/новый»). Предложите вставить этот признак стола между предлогом и словом (не называя слово «предлог»). Затем прочитайте, что получилось. Сделайте вместе с ребенком вывод, что слово «вставилось», и получилось красиво. Затем предложите также вставить какое-нибудь слово (например, «быстро») между «НА» и «ШЕЛ». Не получилось. Сделайте вместе вывод и сформулируйте правило (правило вполне можно упростить).
11. Правописание суффиксов «-ек-» и «-ик-».
Правило: «Если при склонении попадежам гласная сохраняется, то в именительном падеже пишется суффикс «-ик-»: «ключик–ключика». Если при склонении по падежам гласная выпадает, то в именительном падеже пишется суффикс «-ек-»: «Замочек–замочка, замочку». Внимание! Суффикса «-чек-» врусском языке нет!
Продиктуйте ребенку два столбика слов (первый столбик с суффиксом «-ик-», а второй – с суффиксом «-ек-»). Попросите рядышком писать слово в родительном падеже («ключик – ключика», «орешек – орешка»). Обратите внимание на гласные в суффиксах. Сделайте вместе с ребенком вывод: «Е» – «кругленькая» и укатывается, а «И» – стоит как домик и остается.
Закрепление.
– Игра «Лови мяч» – бросаете мяч друг другу; тот, кто бросает – называет слово с суффиксом «-ек-» или «-ик-», тот кто ловит – ставит это слово в родительный (дательный, предложный) падеж.
– Игра «Две коробочки» – собираем в коробочки слова с суффиксами «-ек-» и «-ик-». – Игра «Найди меня» – в литературном произведении найти имена существительные на это правило.
12. Правописание двойных согласных (заимствованные слова, образование новых слов).
В четвертом классе идет расширение «палитры»: вводятся заимствованные слова, добавляются удвоенные согласные на стыке приставки и корня («бессердечный», «бессовестный»).
Закрепление.
– Игра «Найди пару» – ребенку предлагаются карточки с приставками; ребенок должен придумать слово, которое начинается с буквы, на которую заканчивается приставка.
– Игра «Кто больше?» – играет вся семья. Кто больше придумает слов с удвоенной согласной.
– Игра «Найди ошибку» – в цепочке слов найти потерянные удвоенные согласные.
13. Правописание мягкого знака на конце глаголов неопределенной формы, оканчивающихся на «-ться/-тся» («учиться – учится»).
Комментарии к книге «Грамотный ребенок, Как научить ребенка писать без ошибок», Рената Кирилина
Всего 0 комментариев