Исследованием этих вопросовдолжна бы заняться наука, известная под именем Гомилетики. Но, ксожалению, эта наука в том виде, как она преподается y нас,далеко не соответствует своей цели. Одними гомилетическими правилами и теориями, часто тонкими и неприложимыми; тут ничего не поделаешь. Мы имеемполное и обстоятельное теоретическое руководство в Гомилетике Амфитеатрова: но много ли благодаря ему выиграло наше “практическое” проповедничество? Сделались ли мы благодаря ему искуснее в проповедании Слова Божьего, обильнее и разнообразнее в выборе проповеднических тем?
Никто, конечно, не станетутверждать этого, — да это впрочем и не дело теории. Нельзя также помочь самостоятельному развитию проповедничества вообще и изданием готовых проповедей. He говоря уже οтом, что такое издание для своей полноты и разнообразия потребовало бынеисчислимых томов, обратим внимание только на то, что проповеди обыкновенно пишутся для «слушателей», a вовсе не как пособие дляпроповедников. Как проповеди для слушателей, они заключают в себе много условного и относительного; какая-либо истина раскрывается в них применительно к извествым обстоятельствам места и времени; само развитие истины отличается личным настроением оратора в данную минуту.
Между тем, как для проповедника,ищущего себе пособия, нужна только одна голая истина, как она есть сама в себе, без всяких условных покровов, — нужно только одно общее развитие истины, которым он мог бы воспользоваться для своей цели, при своих условиях и обстоятельствах. Проповедывать же по проповеди готовой и при том составленной при иных обстоятельствах и для иного рода слушателей — значило бы никогда не достигать проповеднической цели. Всякий согласится с нами, что никто лучше самого пастыря не знает нужд своих пасомых, следовательно, никто лучше его самого не может и удовлетворить этим нуждам. Но если вы укажете при этом проповеднику, “как” ему развить его собственную тему, “с каких сторон” рассмотреть его собственный вопрос; если вы, одним словом, поможете ему в его проповеднической деятельности тем, что предложите всевозможные развития на его собственные проповедническия задачи, то это будет для него величайшим пособием, драгоценнейшим руководством.
Издаваемое нами сочинение, подназванием: “Православное Собеседовательное Богословие или ПрактическаяГомилетика,” имеет своей задачей содействовать облегчению, развитию и
Комментарии к книге «Практическая Гомилетика. Том 1», протоиерей Иоанн Толмачев
Всего 0 комментариев