«Сознание-Комаровский»

4794


8 страница из 77
читать на одной стр.
Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

стр.
Правда то, что ранее некоторые буддийские учёные в Индии пытались представить сознание как единое целое, пользующееся различными органами для восприятия разных видов объектов, подобно обезьяне, сидящей внутри дома и смотрящей вовне через множество разных окошек. Свои взгляды они подкрепляли следующими словами самого Будды: «Поток сознания живых существ индивидуален», «Шесть собраний сознания объединяются в ментальный источник», и т.д. Таким образом, они считали, что сознание состоит из единой субстанции, - ментального сознания. Все виды сознания, одновременно порождённые индивидуумом, рассматривались таким образом как одна субстанция. Однако подобный подход, будучи логически абсурдным с буддийской точки зрения, не получил распространения: Не могут обладать одной субстанцией такие различные сознания, как те, чьё возникновение зависит от физических органов и не зависит от них, те, что видят свой объект ясно и нет, те, что зависят от близости объекта и не зависят от неё, и т.д., и т.п.

Более широкое распространение получило деление сознания на шесть или восемь видов. Школы Хинаяны наряду с некоторыми последователями Мадхьямаки признают лишь шесть видов сознания, - сознания базирующиеся на пяти органах чувств, называемые сознаниями глаз, ушей, носа, языка и тела, плюс ментальное сознание.

С точки зрения Вайбхашики пять физических органов являются тонкой материей не доступной зрительному восприятию, расположенной внутри глаз, ушей, носа, на определённом участке языка и по всей поверхности тела. Ментальный орган не материален и представляет собою просто предшествующий момент сознания, вызвавший появление настоящего. Вообще, слово «орган» является не вполне адекватным переводом санскритского слова индрия, означающего скорее силу. И в философии Саутрантики «индрия» как раз и означает силу или способность самих глаз, ушей и проч. вызывать соответственные виды сознания. Саутрантика не признаёт наличие органов, являющихся тонкой материей.

Большинство подшкол Читтаматры и часть школ Мадхьямаки, признавая восемь сознаний, добавляют к предыдущим шести осквернённый ум и сознание всеобщей основы. То подкрепляется многими словами самого Будды (что касается логических доказательств, их я коснусь позднее). Например, в Сутре Пышного Убранства сказано:

«Подобно тому как луна пребывает на небе

Вместе с собранием звёзд,

Сознание всеобщей основы также

Комментарии к книге «Сознание-Комаровский», Автор неизвестен -- Буддизм

Всего 0 комментариев

Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства