Более широкое распространение получило деление сознания на шесть или восемь видов. Школы Хинаяны наряду с некоторыми последователями Мадхьямаки признают лишь шесть видов сознания, - сознания базирующиеся на пяти органах чувств, называемые сознаниями глаз, ушей, носа, языка и тела, плюс ментальное сознание.
С точки зрения Вайбхашики пять физических органов являются тонкой материей не доступной зрительному восприятию, расположенной внутри глаз, ушей, носа, на определённом участке языка и по всей поверхности тела. Ментальный орган не материален и представляет собою просто предшествующий момент сознания, вызвавший появление настоящего. Вообще, слово «орган» является не вполне адекватным переводом санскритского слова индрия, означающего скорее силу. И в философии Саутрантики «индрия» как раз и означает силу или способность самих глаз, ушей и проч. вызывать соответственные виды сознания. Саутрантика не признаёт наличие органов, являющихся тонкой материей.
Большинство подшкол Читтаматры и часть школ Мадхьямаки, признавая восемь сознаний, добавляют к предыдущим шести осквернённый ум и сознание всеобщей основы. То подкрепляется многими словами самого Будды (что касается логических доказательств, их я коснусь позднее). Например, в Сутре Пышного Убранства сказано:
«Подобно тому как луна пребывает на небе
Вместе с собранием звёзд,
Сознание всеобщей основы также
Комментарии к книге «Сознание-Комаровский», Автор неизвестен -- Буддизм
Всего 0 комментариев