Васубандху: Если даже и так - что в этом ошибочного?
Оппонент: Тело, которое имеет два потока сознания, должно считаться двумя чувствующими существами, живущими одновременно и по отдельности, как, если бы второй поток сознания, был в другом теле.
Васубандху: Это не так, поскольку допускается, что эти два не отличаются, будучи причиной и следствием и, поскольку созревающее сознание зависит от других сознаний. Здесь нет ничего общего с двумя потоками сознания, относящимся к разным телам и посему, в этом нет ошибки (Сознание-основа обуславливает изменяющиеся сознания (т. е. шесть первых сознаний) окрашивая их восприятия посредством своих семян. В свою очередь развивающиеся сознания изменяют сознание-основу благодаря процессу “отпечатывания”.).
Оппонент: Не просматривается ли тогда разница между семенами и потоком, который содержит семена?
Васубандху: Как в случае с голубым лотосом (utpa la) и пр. корни и вещи, обладающие корнями, могут быть видны одновременно. Таким образом, если видно - это подходит (rung), если не видно - также подходит. Если не соглашаться с данным описанием, это приведет к ошибке. Таким образом, это несомненно должно быть принято.
Оппонент: В таком случае, почему бы не принять сущность эго (самости) (bdag gi rdzas nyid), как субстрат шести сознаний?
Васубандху: Если это последовательно изменяющаяся в силу условий серия моментальных событий (rgyun gyi rjes su `jug pa rkyen gyis `gyur pa), тогда нет никакой разницы между самостью и сознанием-основой.
Оппонент: Однако эго единично и никогда не изменяется.
Комментарии к книге «Буддийский взгляд на карму», Автор неизвестен -- Буддизм
Всего 0 комментариев