Чтобы понять, откуда такие способности, понаблюдайте за ребёнком во время чтения: за его мимикой, жестами, эмоциями. Загляните ему в глаза и вы увидите, что во время чтения его нет рядом с вами — он… в сказке! Он вошёл в неё и живёт там полной жизнью, испытывая совершенно реальные ощущения. Это и не удивительно, так как язык — это вторая сигнальная система и вызывает у нас те же ощущения, что и в реальной жизни. Но чем старше мы становимся, тем меньше прислушиваемся к своим ощущениям: привыкаем работать на других уровнях. Чем старше — тем дальше от Природы! И это далеко не всегда оправданно.
ВХОЖДЕНИЕ В ТЕКСТПредположим, что нам требуется запомнить очень подробно несколько небольших сообщений. Как говорилось выше, при такой установке человек начинает внимательно вчитываться в
каждую подробность. Это приводит к тому, что количество ЕИ резко возрастает, регистр оперативной памяти переполняется и вместо точного запоминания всех деталей в голове возникает хаос, из которого трудно выудить необходимое.
Чтобы облегчить задачу, мы воспользуемся приёмом образного группирования. Но если текст насыщен мелкими деталями, которые необходимо запомнить, то ЕИ окажется слишком громоздкой, неудобной для хранения. Можно помочь делу приёмом «вхождение в текст», который предполагает активизацию ощущений при запоминании.
Рассмотрим его на примерах. Вначале пробегите глазами два предлагаемых для запоминания сообщения, а потом внимательно прочтите комментарий к выполнению приёма.
1.Казахстанские геологи подтвердили прогноз учёных Алма—Аты, по которому неподалёку от космодрома Байконур расположен крупный нефтегазоносный бассейн. По мнению специалистов, нефть месторождения оказалась лёгкой, то есть пригодной для производства автомобильного и авиационного топлива.
2.В последнее время богатые люди из Германии все чаще стали посещать Могилевскую область, а точнее, её лесные угодья. Они приезжают, чтобы поохотиться на дичь, которая здесь ещё не перевелась. Эта забава стоит каждому пару тысяч марок. После охоты они увозят с собой только рога и клыки, оставляя все остальное. А областная казна пополняется валютой.
Итак, вхождение в текст — это активизация ощущений. Приём проводится совместно с приёмом образного группирования. Начинаем читать текст: «Казахстанские геологи подтвердили
Комментарии к книге «Развитие памяти. Система приемов», Юрий Пугач
Всего 0 комментариев