управления с иерархией выбранных должностей, зависящих от вышестоящих
городских и имперских чиновников. Для укрепления центральной власти, прежде
всего в городах, органами управления насаждался религиозный культ императора.
Нивелировка политической и общественной жизни означала разрушение племенных
связей и обычаев. За сохранение своих религиозных обрядов и национальных
традиций выступало население многих областей Империи. Как результат единого
подхода к верованиям различных народов было грандиозное восстание в Иудее
(II Иудейская война 132-135 гг.) под руководством Симона-бар-Кохбы. Поводом
для восстания послужило решение императора Адриана основать на месте
Иерусалима римскую колонию Элиа Капитолина, также иудеям было запрещено
исполнение некоторых религиозных обрядов.*28
На фоне относительного материального благополучия и неприятия императорского
культа проявился обостренный интерес к философии и религии во всех слоях
римского общества. Составной частью плебса многих городов Империи были толпы
нищих бродячих киников, стоиков, платоников, перипатетиков, эпикурейцев.
"О том как широко распространился в тогдашнем обществе интерес к философии
говорит тот факт, что наиболее выдающийся философ-стоик на рубеже I-II вв.,
Эпиктет, был рабом."*29 Армия стала носительницей всевозможных верований и
религиозных представлений народов покоренных государств. Вспомогательные части
армии комплектовались из провинциалов, так называемых перегринов: галлов,
иберов, фракийцев, мавританцев, германцев, сирийцев, etc.*30 Именно "римские
солдаты разнесли культ Митры по всем провинциям Империи; не только на востоке,
но и на западе можно было встретить святилища в его честь".*31 Многочисленные
религиозные секты и общины, получившие также широкое распространение,
пополнялись за счет разорившихся крестьян-колонов, городской бедноты,
ремесленников. Немаловажную роль в сектах и общинах выполняли купцы, торговцы,
богатые люди, упоминание о которых имеются в НЗ, у Иринея, Тертуллиана, etc.*32
"К власть имущим" относились сенаторское сословие, чиновничество, муниципальная
знать, зажиточные круги городов Империи, владельцы ремесленных мастреских, вилл,
судов. Славная плеяда философов, писателей, историков, ученых, труды которых
Комментарии к книге «Раннее гностическое движение», Андрей Сысоин
Всего 0 комментариев