«Раннее гностическое движение»

2317


8 страница из 30
читать на одной стр.
Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

стр.

После этого они обычно расходились и сходились опять для принятия пищи..."(X,96).

Но трапезы были лишь символическим необязательным обрядом.*37 Когда Плиний

запретил тайные общества, собрания христиан для трапезы прекратились (X,96).

В Дидахе - руководстве для христианских провинциальных общин середины II в.

также имеются указания по организации внутренней жизни экклесии. Она заключается

в ежедневной совместной трапезе, молитве после принятия пищи, определенных днях

поста. Там же имеется наставление по различению харизматиков-миссионеров как

истинных апостолов от лжепророков.*38

Итак, на рубеже I-II вв. проходил сложный процесс становления христианской

церкви. Отсутствие единой обрядности, аппарата управления, т.е. церковного

клира явилось важнейшим фактором созревания еретического движения. "Прежде

всего секты, секты без конца",-так характеризует Энгельс период написания

Апокалипсиса.*39 Апостол Иоанн, обращаясь в Откровении к малоазийским общинам,

критикует некоторые, представлявшиеся ему еретическими, учения николаитов,

вааламитов и последователей некой Иезавели:"...ты ненавидишь дела Николаитов,

которых и я ненавижу"(Откр.2.6,15),"...ты попускаешь жене Иезавели, называвшей

себя пророчицей, учить и вводить в заблуждение Рабов моих, любодействовать и

есть идоложертвенное"(Откр.2.20).

До начала II в. нельзя однозначно судить об идейной борьбе в христианстве в силу

ряда причин. В то время, видимо, основное различие христианских сект заключалось

в соблюдении обрядов (евхаристии и крещения), а так же в отношении к вопросу о

"вкушении идоложертвенного" и "блудодействия". Отсутствие сложившегося

вероучения и христианской литературы (в ходу лишь были логии Иисуса) так же

влияло на идейную сумятицу. Множество как странствующих, так и находившихся в

общинах апостолов и харизматиков вносило дополнительный разброд в складывающееся

учение. Как пишет А.Карашев, гностические учения "...имели ... характер не

системы, а направления ... обнаруживаясь во времени, как опасные симптомы,

предвещавшие ожесточенную борьбу учений во II-III веках...".*40 Общее количество

ересей церковный историк конца IU в. Филастрий определяет цифрой в 156,

немалая доля их относится ко II в.*41

Комментарии к книге «Раннее гностическое движение», Андрей Сысоин

Всего 0 комментариев

Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства