После этого они обычно расходились и сходились опять для принятия пищи..."(X,96).
Но трапезы были лишь символическим необязательным обрядом.*37 Когда Плиний
запретил тайные общества, собрания христиан для трапезы прекратились (X,96).
В Дидахе - руководстве для христианских провинциальных общин середины II в.
также имеются указания по организации внутренней жизни экклесии. Она заключается
в ежедневной совместной трапезе, молитве после принятия пищи, определенных днях
поста. Там же имеется наставление по различению харизматиков-миссионеров как
истинных апостолов от лжепророков.*38
Итак, на рубеже I-II вв. проходил сложный процесс становления христианской
церкви. Отсутствие единой обрядности, аппарата управления, т.е. церковного
клира явилось важнейшим фактором созревания еретического движения. "Прежде
всего секты, секты без конца",-так характеризует Энгельс период написания
Апокалипсиса.*39 Апостол Иоанн, обращаясь в Откровении к малоазийским общинам,
критикует некоторые, представлявшиеся ему еретическими, учения николаитов,
вааламитов и последователей некой Иезавели:"...ты ненавидишь дела Николаитов,
которых и я ненавижу"(Откр.2.6,15),"...ты попускаешь жене Иезавели, называвшей
себя пророчицей, учить и вводить в заблуждение Рабов моих, любодействовать и
есть идоложертвенное"(Откр.2.20).
До начала II в. нельзя однозначно судить об идейной борьбе в христианстве в силу
ряда причин. В то время, видимо, основное различие христианских сект заключалось
в соблюдении обрядов (евхаристии и крещения), а так же в отношении к вопросу о
"вкушении идоложертвенного" и "блудодействия". Отсутствие сложившегося
вероучения и христианской литературы (в ходу лишь были логии Иисуса) так же
влияло на идейную сумятицу. Множество как странствующих, так и находившихся в
общинах апостолов и харизматиков вносило дополнительный разброд в складывающееся
учение. Как пишет А.Карашев, гностические учения "...имели ... характер не
системы, а направления ... обнаруживаясь во времени, как опасные симптомы,
предвещавшие ожесточенную борьбу учений во II-III веках...".*40 Общее количество
ересей церковный историк конца IU в. Филастрий определяет цифрой в 156,
немалая доля их относится ко II в.*41
Комментарии к книге «Раннее гностическое движение», Андрей Сысоин
Всего 0 комментариев