времени и месте действия гностических сект, а так же обзорно рассмотрены учения
некоторых основателей этих сект.
Сейчас резко возрос интерес к религии как совокупности лучших духовных идей,
созданных человечеством. Здесь есть место и гностицизму, ориентированному на
самопознание, пробуждение глубинных возможностей человека, ломку привычных
установок мышления. На заре христианства целое созвездие мыслителей выработало
особый подход к познанию мира, который заключается в использовании интуитивно-
мистического канала постижения истины. Как пишет А.В.Мартынов, этот канал
остался вне поля зрения современной науки.*4 Гностические тексты с трудом
поддаются стереотипному мышлению, требуя гибкости восприятия, его алогичности.
Дальнейшее изучение гностицизма будет способствовать синтезу знаний современной
науки с гносисом.
Упоминание о гностиках имеется почти во всех работах по истории раннего
христианства. Среди научных работ XIX - начала XX вв. мало специальных трудов
по гностицизму. Тогда наибольшее внимание привлекал вопрос соотношения
древнееврейских текстов с гностическими.*5 В ряде обобщающих исследований
гностицизму было уделено немало внимания.*6 В начале XX в. вышла только одна
специальная работа.*7 В дальнейшем интерес к гностицизму ослабел. В середине
XX в. гностицизм упоминался в работах ведущего советского специалиста по истории
раннего христианства А.Б.Рановича и имелся перевод монографии А.Древса.*8
Внимание на гностицизм в СССР обратили в конце 1960-х гг. Тогда советские
ученые А.А.Ленцман, М.И.Шахнович, М.М.Кубланов и другие поверхностно подошли
к проблемам гностического движения, причем один из них отнес деятельность
гностиков ко II тысячелетию до н.э.*9 Только в конце 1970-х - начале 1980-х гг.
впервые были представлены серьезные научные труды М.К.Трофимовой, А.И.Сидорова,
С.И.Грицай.*10 М.К.Трофимова является ведущим советским исследователем в области
перевода и анализа текстов из Наг-Хаммади. А.И.Сидоров изучает философские
аспекты гностицизма. С.И.Грицай исследует влияние древнеегипетской мифологии на
гностицизм. В 1980-е гг. изданы работы В.П.Оргиша и А.Ф.Лосева, где гностическое
учение рассматривается с философской точки зрения.*11 И.С.Свенцицкая в своих
Комментарии к книге «Раннее гностическое движение», Андрей Сысоин
Всего 0 комментариев