«Раннее гностическое движение»

2281


2 страница из 30
читать на одной стр.
Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

стр.

времени и месте действия гностических сект, а так же обзорно рассмотрены учения

некоторых основателей этих сект.

Сейчас резко возрос интерес к религии как совокупности лучших духовных идей,

созданных человечеством. Здесь есть место и гностицизму, ориентированному на

самопознание, пробуждение глубинных возможностей человека, ломку привычных

установок мышления. На заре христианства целое созвездие мыслителей выработало

особый подход к познанию мира, который заключается в использовании интуитивно-

мистического канала постижения истины. Как пишет А.В.Мартынов, этот канал

остался вне поля зрения современной науки.*4 Гностические тексты с трудом

поддаются стереотипному мышлению, требуя гибкости восприятия, его алогичности.

Дальнейшее изучение гностицизма будет способствовать синтезу знаний современной

науки с гносисом.

Упоминание о гностиках имеется почти во всех работах по истории раннего

христианства. Среди научных работ XIX - начала XX вв. мало специальных трудов

по гностицизму. Тогда наибольшее внимание привлекал вопрос соотношения

древнееврейских текстов с гностическими.*5 В ряде обобщающих исследований

гностицизму было уделено немало внимания.*6 В начале XX в. вышла только одна

специальная работа.*7 В дальнейшем интерес к гностицизму ослабел. В середине

XX в. гностицизм упоминался в работах ведущего советского специалиста по истории

раннего христианства А.Б.Рановича и имелся перевод монографии А.Древса.*8

Внимание на гностицизм в СССР обратили в конце 1960-х гг. Тогда советские

ученые А.А.Ленцман, М.И.Шахнович, М.М.Кубланов и другие поверхностно подошли

к проблемам гностического движения, причем один из них отнес деятельность

гностиков ко II тысячелетию до н.э.*9 Только в конце 1970-х - начале 1980-х гг.

впервые были представлены серьезные научные труды М.К.Трофимовой, А.И.Сидорова,

С.И.Грицай.*10 М.К.Трофимова является ведущим советским исследователем в области

перевода и анализа текстов из Наг-Хаммади. А.И.Сидоров изучает философские

аспекты гностицизма. С.И.Грицай исследует влияние древнеегипетской мифологии на

гностицизм. В 1980-е гг. изданы работы В.П.Оргиша и А.Ф.Лосева, где гностическое

учение рассматривается с философской точки зрения.*11 И.С.Свенцицкая в своих

Комментарии к книге «Раннее гностическое движение», Андрей Сысоин

Всего 0 комментариев

Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства