отрасль симонитов.*53 Каиниты (гностики - почитатели библейского Каина), по
мнению Тертуллиана, относились к николаитам.*54 Они считали, что Каин был
озарен истинным знанием. Это знание было передано Иуде, который совершил
"таинство предателя", через которое было расторгнуто все земное и небесное.
Среди каинитов имело хождение Евангелие Иуды. Так же они считали, что никто не
может спастись, если "не пройдет через все".*55 Ириней пишет об учении Кердона
(секта кердониан), заимствовавшего его у симониан:"Некто Кердон ... пришедший
в Рим при Гигине (136-140 гг.) ... учил, что Бог, проповеданный законом и
пророками не есть Отец Господа нашего Иисуса Христа, потому что Того знали, а
Последний был неведом; Тот правосуден, а Этот благ".*56
Карпократ - один из основоположников гностицизма, возглавлявший секту
"истинных гностиков"(пневматиков), развил свою деятельность в 140-50-х гг.
Известно, что карпократианка Марцеллина проповедовала в Риме при епископе
Аникете в 155-166 гг.(см. таблицу N 2).*57 Гностическая школа Карпократа и его
сына Епифана учила, что первородный грех служит причиной первичной абсолютной
свободы в общественных отношениях, Божественная справедливость все создала
для общего пользования живущих. Только человеческие законы ввели "твое и мое",
тем самым создали в мире воровство и прелюбодеяние и другие грехи (Климент.
Ковры.III,2,6-9).*58 Сведения о Карпократе и Марцеллине имеются у Иринея
(Против ересей.I,25), но из-за недоступности источника нет возможности более
полно осветить деятельность и учение секты.
Современником Карпократа был гностик Керинф. Он обучался в Египте и согласно Каю
(- раннехристианский пресвитер конца II - начала III в.) ему приписывалось
авторство НЗ Апокалипсиса. Суть учения Керинфа заключалась в том, что мир создан
Силой, далеко отстоявшей и ничего не ведавшей о первичном Боге. Иисус, по его
мнению, был обыкновенным человеком, рожденным от Марии и Иосифа и только при
крещении на него сошел Христос. "И потом Он возвещал неведомого Отца и совершал
чудеса, наконец Христос отделился от Иисуса, и Иисус страдал и воскрес. Христос
же, будучи духовен, оставался чужд страданий."(Против ересей.I,26,1).*59
Комментарии к книге «Раннее гностическое движение», Андрей Сысоин
Всего 0 комментариев