Идейное расхождение во взглядах гностицизма и христианства началось с появления
трудов христианских писателей. Первыми апологетами были Кодрат (Квадрат),
написавший свою "Апологию" около 126 г., Мельтиад, Аристид, Аполлинарий из Гиерополя и
Аристоник из Пеллы.*42 В 140-х гг. был написан знаменитый "Пастырь" Гермы,
который уже в древности был известен среди христиан. Герма полемизирует с
гностическими авторами; описывает структуру экклесий, в которых наряду с клиром
действуют еще и пророки.*43 Одним из значительных апологетов был Юстин
(100-ок.165 гг.) - выходец из богатой греческой семьи, живший в Палестине,
написавший "Диалог с евреем Трифоном". В числе других Отцов Церкви II в. можно
назвать Климента Александрийского (ок.150-ок.215 гг.), Тертуллиана (ок.160-
после 220 гг.), Иринея Лионского, написавшего "Против ересей"(ок.185 г.) и
Евсевия Памфила, епископа Кесарии Палестинской (260 или 265 - 330 или 339 гг.),
написавшего десятитомную "Церковную историю".*44
Наиболее ожесточенная полемика с гностиками началась в конце II в. и продолжалась
в III и даже IU вв., вплоть до выработки Церковью догматов на Никейских соборах
(начало-середина IU в.), где произошло официальное оформление идеологии
ортодоксальной католической церкви.
1.3. Гностические секты.
Наиболее интересующая нас личность в НЗ - Симон Маг\Волхв. В середине I в.
(точнее между 30-33 гг.*45) Симон "волховал и изумлял народ Самарийский, выдавая
себя за кого-то великого. Ему внимали все от мала до большого, говоря: сей есть
великая сила Божья"(Деян.8.9-10). Как отмечает И.С.Свенцицкая, Симон Маг,
вероятно, принадлежал к какой-то сирийско-самаритянской религиозной секте*46
и, возможно, изучал магию в Египте. Симон был крещен Филиппом-диаконом и по
прибытию в Самарию апостолов Петра и Иоанна просил их передать ему "власть сию,
чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго"(Деян.8.19), предлагая
в качестве выкупа деньги. Предложение Симона было отвергнуто и апостолы
призвали его покаяться. Исторических свидетельств о личности Симона Мага больше
не сохранилось.
В результате деятельности Симона возникла целая сеть сект симониан или
Комментарии к книге «Раннее гностическое движение», Андрей Сысоин
Всего 0 комментариев