симонитов. У Цельса, просвещенного римлянина, написавшего "Правдивое слово"
против христиан в конце 170-х гг., есть следующие строки:"Я знаю так же
Симониан, которые называются Еленианами - как почитатели Елены или учителя
Елена".*47 Возможно Елена или Елен был учеником Симона Мага.*48 Евсевий
Кесарийский, повторяя ныне утраченные "Мемуары" Егесиппа(- обратившегося в
христианство иудея, жившего в середине II в.), пишет:"Первым ... был Февуфис ...
Он принадлежал к одной из 7 народных сект. Из них же вышли Симон, родоначальник
симониан ... От них произошли Менандриане, Василидиане и Саторнилиане". О секте
симониан Ириней свидетельствует:"жрецы этой секты живут сладострастно и
занимаются делами волхования, как каждый из них может. Они употребляют
заклинания и заговоры"(Против ересей.I,XXIII,4).*49 Суть учения симониан
сводилась к тому, что в основе мира лежит единая Сила, которая проявляет себя
как Разум. Разум создает Мысль. Последняя порождает ангелов и силы, сотворившие
мир. В процессе мироздания Мысль потеряла контроль над своими творениями и
попала в плен к ним в "нижнем мире зла".*50 Магия и мистические представления
симониан являлись начатками гностицизма, который был развит их последователями.
Менандр был преемником Симона Волхва. Во II в. Менандр имел много
последователей, которые вступая в его секту, принимали крещение во имя
ересиарха. "Его ученики через крещение в него получают воскресение"(Против
ересей. I,XXIII,5).*51 Учениками Менандра были Саторнил (110-134 гг.) и
Василид, так же основавшие свои секты. Деятельность Саторнила протекала в
Антиохии, Василида - в Александрии Египетской. Более подробно о движении
симониан и о последователях Симона показано в таблице N 1(Приложение).
Евсевий Памфил, основываясь на данных Егесиппа, называет так же и другие секты:
клеовияне - последователи Клеовия, досифиане - последователи Досифея,
гортеане - последователи Гортея, масвотиане - последователи Масвотея. Все они
действовали на рубеже I-II вв.*52 Трудно говорить о гностическом характере
этих сект из-за недостатка информации.
От симониан берут начало многие секты. Климент описывал николаитов, как особую
Комментарии к книге «Раннее гностическое движение», Андрей Сысоин
Всего 0 комментариев