Ниже приводится «прежденебесная» схема сторон света и соответствующих им триграмм, приписываемая Фуси. Однако в действительности эта схема не имела хождения до эпохи Тан, а появилась только после эпох Тан-Сун. Здесь мы не будем рассуждать об авторстве Фуси, а остановимся лучше на том, что же обозначают «восемь прежденебесных триграмм».
Триграмма «гань» символизирует небесное тело.
Триграмма «кунь» символизирует всю Землю
Триграмма «ли» имеет вид точки в круге и символизирует солнце.
Триграмма «кань» имеет вид ян (одна сплошная линия), окруженного с двух сторон инь (две прерывистые линии), и символизирует луну.
Триграмма «сюнь» с разрывом внизу символизирует ветер.
Триграмма «чжэнь» — внизу ян, сверху два инь — обозначает «сотрясение» и символизирует гром.
Триграмма «гэнь», изображающая выступающую возвышенность на равной поверхности земли, символизирует гору.
Триграмма «дуй», с разрывом сверху, символизирует водоем, морские просторы.
Несведущему человеку может показаться непонятным, почему инь- и ян-черты символизируют солнце и луну, небо и землю, горы и водоемы, ветер и гром. Надо иметь в виду, что изначально линии триграмм были не такими ровными, как их рисуют теперь, не такими строгими. Инь-черта раньше, например, могла изображаться двумя точками, а ян-черта могла иметь любую форму, сохраняя лишь свою непрерывность. В целом триграмма совсем необязательно была прямой, а могла иметь замысловатую геометрическую форму. Например, триграмма «ли» раньше имела вид круга с черной точкой посередине и имела узнаваемое сходство с солнцем. Подобные трансформации произошли и с другими триграммами.
Явления, обозначаемые триграммами
Изучив схему «восьми прежденебесных триграмм», мы ясно увидели, что с их помощью в графической форме удалось полностью отобразить все явления, существующие в космическом пространстве. К этим явлениям относятся небо, земля, солнце, луна, ветер, гром, горы, водоемы.
Интересно, что еще, кроме восьми природообразующих явлений, может обозначаться с помощью триграмм? Обобщающие возможности «восьми триграмм» поистине безграничны.
Великий Конфуций, комментируя суть и значение «восьми триграмм», говорил: «Небо и Земля находятся в строго определенном положении» — откуда ни смотри, в каком направлении ни гляди — везде небо».
Комментарии к книге ««Цигун и жизнь» («Цигун и спорт»)-05 (2002)», Журнал «Цигун и спорт»
Всего 0 комментариев