«Цифровой журнал «Компьютерра» 2011 № 39 (87)»

1491

Описание

Оглавление Статьи После шаттла: «Клипер» и «Русь» Автор: Юрий Ильин OpenPilot: беспилотные аппараты по-опенсорсному Автор: Олег Семёнов Мнения Пиратство: почему мы перестали ценить информацию Автор: Денис Злобин Интервью Александр Бондарь (ИЯФ СО РАН) о megascience-проектах Автор: Алла Аршинова Терралаб Обзор Windows 8 Developer Preview Автор: Андрей Федив Колумнисты Кафедра Ваннаха: Углерод и кремний Автор: Ваннах Михаил Василий Щепетнёв: Исчезновение столицы Автор: Василий Щепетнев Дмитрий Шабанов: Аргумент Хойла Автор: Дмитрий Шабанов Кафедра Ваннаха: Удешевить страну Автор: Ваннах Михаил Кивино гнездо: Дежавю, или Хождение по кругу Автор: Киви Берд Василий Щепетнёв: Светлая сторона торга Автор: Василий Щепетнев Александр Амзин: Возникнут моды Автор: Александр Амзин Кафедра Ваннаха: Демократия хищных вещей Автор: Ваннах Михаил Дмитрий Вибе: Почтальон сойдёт с ума Автор: Дмитрий Вибе Голубятня-Онлайн...



3 страница из 66
читать на одной стр.
Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

стр.

Впоследствии, впрочем, варианты внешнего облика будущего корабля многократно пересматривались, от прежнего варианта осталось немного; спускаемая капсула будущего корабля приобрела очертания, более напоминающие носовую часть «Бурана». Именно в таком виде и проводились уже испытания в аэродинамической трубе ЦНИИмаш в 2003 году.

Разработчики проекта пришли в итоге к концепции частично многоразового корабля, состоявшего из многоразовой части и одноразового служебно-агрегатного отсека, сбрасываемого после отработки тормозного импульса для схода с орбиты. «Союз» сбрасывает перед тормозным импульсом бытовой, а перед входом в атмосферу — и служебно-агрегатный отсек.

Стартовая масса корабля «Клипер» должна была составлять 13-14,5 тонн, масса возвращаемой части (а возвращалось опять-таки не всё) — 7,1-9,8 тонн. В отличие от «Союза», способного уволочь на орбиту не более 200 кг полезного груза, «Клипер» мог бы увозить 700 кг, а возвращать 500 кг — во многом благодаря собственным габаритам. Вдобавок, в отличие от трёхместного «Союза», «Клипер» мог бы увозить на орбиту и возвращать до шести человек.

Хотя изначально предполагалось, что это будет просто капсула, в 2003-2004 году был предложен и крылатый вариант, так что «Клипер» окончательно стал напоминать внешней «Буран», но только в сильно укороченном виде. Естественно, от варианта с парашютной посадкой решили отказаться: «крылатая» форма позволяла бы даже осуществлять манёвры при прохождении через плотные слои атмосферы (хотя, учитывая маленькие размеры крыльев, неспециалистам в это поверить непросто).

До 2003 года все разработки этого проекта в РКК «Энергия» велись в «инициативном» порядке, по принципу «нам не всё равно». В 2003-2004 году, однако, появились некоторые надежды. Интерес к «Клиперу» проявило Европейское космическое агентство. Дошло до того даже, что в мае 2005 года ЕКА объявило, что готово вложиться крупными средствами в приведение «Клипера» в лётный вид. Речь шла о 100 млн фунтов стерлингов в год в течение ближайшего десятилетия — как на разработки, так и непосредственно на производство. В итоге, как ни печально, в том же 2005 году Европа от поддержки проекта всё же отказалась. Не получал «Клипер» нужного финансирования и дома: для РКК «Энергия» этот проект никогда не был приоритетным, государственная поддержка проекта Роскосмосу казалась также недостаточной.

Комментарии к книге «Цифровой журнал «Компьютерра» 2011 № 39 (87)», Журнал «Компьютерра»

Всего 0 комментариев

Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства