Предполагалось, что в конкурсе будут участвовать только предприятия, подчиненные Роскосмосу — «Энергия» и Центр им. Хруничева; однако НПО «Молния» получило согласие от Федерального агентства по промышленности и тем самым смогло добиться своего участия в конкурсе, так что тот стал межведомственным, и это всем спутало карты. Возникли трения между руководством РКК «Энергия» и Роскосмосом, наметилось сближение руководства Роскосмоса с руководством ГКНПЦ им. Хруничева в итоге Роскосмос информационным письмом поменял на ходу условия конкурса, а затем и вовсе объявил его несостоявшимся. Всем участникам конкурса было заявлено, что их проекты технически нереализуемы. И экономически — тоже.
Прошлое: Клипер"Клипер" должен был представлять собой частично-многоразовый корабль, по форме и характеристикам же — нечто среднее между американскими шаттлами и «Союзами». Такая конфигурация, получившая название «несущий корпус», была придумана ведущим специалистом по аэродинамике РКК «Энергия» А.Г. Решетиным. Предполагалось создание аппарата, который можно будет запускать в космос многократно, без необходимости строить весь корабль целиком для каждого полёта, обладающий гиперзвуковым аэродинамическим качеством, равным единице, что позволило бы совершать боковой манёвр на этапе посадке и, в конечном счёте, снизить размеры района посадки до 5х5 км. (Аэродинамическим качеством называется отношение подъёмной силы к аэродинамическому сопротивлению летательного аппарата; в данном случае речь идёт об этих характеристиках при гиперзвуковой скорости. У спускаемой капсулы «Союза» гиперзвуковое аэродинамическое качество составляет около 0,3, у «Бурана» — 1,3).
В 1994 года была подана патентная заявка на возвращаемую маневрирующую капсулу, обладающую биконическим (веретенообразным) несущим теплоизолированным корпусом с затуплённой носовой частью. Нижняя часть, обращённая к воздушному потоку при посадке, должна была закрываться донным экраном и снабжаться кормовым щитком. Щиток, состоящий из двух независимых секций, позволял бы управлять аппаратом при спуске в атмосфере по каналам тангажа и крена. Приземлять аппарат предполагалось на «брюхо» — с использованием парашюта.
Комментарии к книге «Цифровой журнал «Компьютерра» 2011 № 39 (87)», Журнал «Компьютерра»
Всего 0 комментариев