Древнейшие фрагменты, содержащие 3 Енох 1. 43–44, обнаружены в Каирской генизе (Cantarbr. Taylor–Schechter K21. 95. L, XI–XII вв.). Др. рукописи, более поздние по времени, происходят из герм. земель, из Италии, из Центральной и Восточной Европы. Пространная редакция представлена в таких рукописях, как Vat. Ebr. 228, XIV–XV вв.; Bodl. Hebr. 1656 Fol. 314 ff., 1511 г.; более краткая — Monac. Hebr. 40. Fol. 94–132, сер. XVI в., и др. Части Е. т. к. публиковались начиная с XVI в. ("Алфавит Акивы" (окончание 48-й гл. Е. т. к.) в Кракове в 1579; первые 28 глав под названием "Сефер Хехалот" во Львове в 1864). Основными научными изданиями являются публикации Одеберга по оксфордской рукописи с разночтениями (Odeberg. 1928) и Шефера, который издал синопсис текстов Хехалот по 8 рукописям и фрагменты из генизы (Schäfer. 1981; Idem. 1984). Многие исследователи используют переводы на немецкий (Idem. 1995) и английский языки (The Book of Enoch. 1983).
Происхождение и датировка
Один из первых исследователей литературы Хехалот — Г. Грец считал, что Е. т. к. появилась в постталмудическую эпоху и отражала идеи маргинального течения в иудаизме, возникшего под влиянием ислама (поскольку в исламе отношение к Еноху (Идрису) положительное в отличие от раввинистического иудаизма) и как реакция на рационализм раввинов (Graetz. 1859).
Одеберг датировал ранний слой произведения (3 Енох 9. 2–13. 2) не позднее I в. до Р. Х., основную часть текста (главы 3-48) — I–III вв. по Р. Х., а весь текст — доисламской эпохой (Odeberg. 1928). Его главные аргументы: 1) язык Е. т. к. близок к языку Вавилонского Талмуда; 2) в 3 Енох 26. 12 упоминаются Саммаэль, князь Рима, и Дуббиэль, князь Персии, что отражает ситуацию доисламской эпохи господства Рима и Персии на Ближнем Востоке; 3) представления о Мессии, сыне Иосифа, который упоминается в 3 Енох 45. 5, получили распространение только после восстания Бар-Кохбы; 4) учение о предсуществовании души в 3 Енох 43 проникло в иудейскую литературу не ранее III в.
Новый всплеск интереса к текстам Хехалот был связан с работами Г. Шолема, который доказывал, что мистика Меркавы (Престола Божия) является описанием вхождения в транс, которое практиковалось в некоторых иудейских группах. Использование в Е. т. к. талмудического материала (Берешит Рабба 23. 6 ff.; 28. 8; Вавилонский Талмуд. Санхедрин 38b; 108a; 118b; Хагига 15а) указывает на то, что текст появился не ранее V–VI вв. (Scholem. 1965).
Комментарии к книге «Третья книга Еноха (Книга небесных Дворцов)», Автор неизвестен -- Религиоведение
Всего 0 комментариев