Взгляды Шолема подверглись критике. Так, Э. Урбах и Д. Гальперин не видели связи литературы Хехалот с упоминаниями Меркавы в раввинистической литературе. Они склонялись к тому, что описания небесного мира в Е. т. к. являются литературными произведениями. Последнее положение было развито и более аргументированно изложено М. Химмельфарб, которая доказывала, что древние тексты, описывающие вознесение, являются не отражением реального мистического опыта, а лишь литературным текстом определенного жанра. Хотя представления о литературном характере иудейских мистических текстов в наст. время широко распространены среди ученых, Дж. Давила указал на ряд признаков, которые позволяют сопоставлять опыт иудейских мистиков с описаниями "полетов души" сибирских шаманов (Davila. 1994).
Дж. Т. Милик считал, что Е. т. к. не могла появиться ранее IX–X вв., поскольку, по его мнению, она зависит от 2-й Книги Еноха и содержит признаки влияния араб. герметической традиции VIII–X вв. Кроме того, отождествление Еноха с Метатроном не встречается в ранней иудейской литературе (ср., однако, Таргум Псевдо-Ионафана на Быт 5. 24), а само имя Метатрон происходит от лат. термина, заимствованного из греч. языка, которым обозначался один из имп. чиновников. Каббалистические же идеи о Енохе-Метатроне как о "заместителе" Бога появляются в Западной Европе не ранее XII в. (Milik. 1976).
И. Грюнвальд считает, что Е. т. к. возникла после VI в., но содержит более ранние традиции, восходящие ко II–III вв. и даже к традициям эпохи Маккавеев (Gruenwald. 1980).
Ф. Александер занял компромиссную позицию между слишком поздними и слишком ранними датировками. По его мнению, текст Е. т. к. появился скорее всего в Вавилонии ок. VII в., позже, чем талмудические трактаты, но раньше др. произведений Хехалот (Alexander. 1983). В IX–X вв. против мистики Меркавы выступали караимы, которые критиковали раввинов за склонность к антропоморфизму (караимскому автору Якубу аль-Киркисани, вероятно, была знакома краткая версия рассказа о вознесении Еноха, сохранившаяся в 3 Енох 48с). Представления о Метатроне, сходные с идеями Е. т. к., были известны в кругах, занимавшихся магической практикой в VI–VII вв.
Композиция и содержание
Поскольку Е. т. к. является компиляцией, повествование не подчинено единому замыслу. В нем можно выделить несколько тематических блоков.
Комментарии к книге «Третья книга Еноха (Книга небесных Дворцов)», Автор неизвестен -- Религиоведение
Всего 0 комментариев