«Блажен муж, который всякого человека считает за бога после Бога».
«Блажен монах, который смотрит на спасение и преуспеяние всех с великойрадостью, как на свои собственные».
«Блажен монах, который считает себя прахом, попираемым всеми». [32]
Историческийчеловек для Евагрия это «дух в теле» (nous ensomatos)[33],нематериальная, бестелесная «духовная душа» (nous) [34]вматериальном «практическом» теле[35],которое служит ей как «инструмент» (organon) для упражнения в добре, но также и во зле[36].Со своей духовной душой, сотворенной «по образу Божию», человек как бы проникает в мир божественный, тогда как материальное тело связывает его с этим «родственным» (и в то же время сингенетическим: synghenes), окружающим его чувственным космосом[37].
Как тело,подобно всему материальному миру, составлено из четырех элементов, так и духовная душа включает в себя три «части»[38],а точнее, три начала (dynameis), фактически образующие единство: разумное (loghistikon), яростное (thymikon), желательное (epithymetikon)[39].Два последних, которые у нас (на уровне тела) общие с животными[40],рассматриваются вместе как "иррациональная часть" души [41] ииногда, несколько обобщая, их-то и называют «душой»[42],тогда как разумное начало называют «умом» (nous). Каждое изэтих трех начал обладает собственной сферой естественной активности.
«Разумная душа действует в соответствии с природой, когда желательнаячасть ее устремляется к добродетели, яростная же часть сражается за эту добродетель, а разумная часть обращается к созерцанию тварных вещей»[43].
Этагармония возможна лишь тогда, когда все три части действуют не только «в соответствии с природой», то есть согласно воле Творца, но также и во взаимном согласии. Если же иррациональная часть действует сама посебе, человек теряет свое внутреннее равновесие и становится жертвой страстей.
«Ярость ихпо подобию змиину»:
«Если
Комментарии к книге «Вино дракона и хлеб ангельский. Учение Евагрия Понтийского о гневе и кротости.», Схиархимандрит Гавриил
Всего 0 комментариев