«Вино дракона и хлеб ангельский. Учение Евагрия Понтийского о гневе и кротости.»

1500

Описание

"Кто дает овладеть собой гневу, тот не может реализовать своего собственного призвания, вложенного в него при творении", - так считает автор книги, католический священник и монах, доктор философии и богословия Габриэль (Бунге). Предмет его исследования - аскетическая традиция восточного христианства, в частности учение Евагрия Понтийского, великого учителя молитвы и мистической жизни, жившего в IV в. в египетской пустыне. Габриэль Бунге тоже живет отшельником в швейцарских Альпах, вдали от шумного мегаполиса. Кажется, что может в этом случае знать человек о суетной жизни с ее постоянными и неразрешимыми проблемами? И тем не менее его книга - это увлекательное чтение именно для современного человека. Размышления о гневе и кротости вовсе не похожи на какие-то схоластические рассуждения, они затрагивают насущные вопросы нашего бытия, его самые болевые точки. Автор, следуя за мыслью Евагрия, открывает то, что хорошо знали древние, но мы напрочь забыли. Замахиваясь на некие глобальные проблемы, осваивая, завоевывая и перекраивая мир, человек утратил способность созидать самого...



5 страница из 64
читать на одной стр.
Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

стр.
становится «анахоретом», но заслуживает этого наименования лишь в том случае, если «ведет жизнь благочестивую и праведную в мире, созидаемом его духом»[31],точно так же недостаточно просто жить «одному», чтобы быть «монахом». В действительности, «гармоническое соединение со всеми» неотъемлемо от «разделения»! Что именно Евагрий думает об этом «гармоническом соединении», мы узнаем из перечисления следующих «блаженств», которые, как это ясно дают понять библейские реминисценции, могут относиться ко всем христианам, достойным этого имени.

«Блажен муж, который всякого человека считает за бога после Бога».

«Блажен монах, который смотрит на спасение и преуспеяние всех с великойрадостью, как на свои собственные».

«Блажен монах, который считает себя прахом, попираемым всеми». [32]

Историческийчеловек для Евагрия это «дух в теле» (nous ensomatos)[33],нематериальная, бестелесная «духовная душа» (nous) [34]вматериальном «практическом» теле[35],которое служит ей как «инструмент» (organon) для упражнения в добре, но также и во зле[36].Со своей духовной душой, сотворенной «по образу Божию», человек как бы проникает в мир божественный, тогда как материальное тело связывает его с этим «родственным» (и в то же время сингенетическим: synghenes), окружающим его чувственным космосом[37].

Как тело,подобно всему материальному миру, составлено из четырех элементов, так и духовная душа включает в себя три «части»[38],а точнее, три начала (dynameis), фактически образующие единство: разумное (loghistikon), яростное (thymikon), желательное (epithymetikon)[39].Два последних, которые у нас (на уровне тела) общие с животными[40],рассматриваются вместе как "иррациональная часть" души [41] ииногда, несколько обобщая, их-то и называют «душой»[42],тогда как разумное начало называют «умом» (nous). Каждое изэтих трех начал обладает собственной сферой естественной активности.

«Разумная душа действует в соответствии с природой, когда желательнаячасть ее устремляется к добродетели, яростная же часть сражается за эту добродетель, а разумная часть обращается к созерцанию тварных вещей»[43].

Этагармония возможна лишь тогда, когда все три части действуют не только «в соответствии с природой», то есть согласно воле Творца, но также и во взаимном согласии. Если же иррациональная часть действует сама посебе, человек теряет свое внутреннее равновесие и становится жертвой страстей.

«Ярость ихпо подобию змиину»:

«Если

Комментарии к книге «Вино дракона и хлеб ангельский. Учение Евагрия Понтийского о гневе и кротости.», Схиархимандрит Гавриил

Всего 0 комментариев

Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства