«Вино дракона и хлеб ангельский. Учение Евагрия Понтийского о гневе и кротости.»

1500

Описание

"Кто дает овладеть собой гневу, тот не может реализовать своего собственного призвания, вложенного в него при творении", - так считает автор книги, католический священник и монах, доктор философии и богословия Габриэль (Бунге). Предмет его исследования - аскетическая традиция восточного христианства, в частности учение Евагрия Понтийского, великого учителя молитвы и мистической жизни, жившего в IV в. в египетской пустыне. Габриэль Бунге тоже живет отшельником в швейцарских Альпах, вдали от шумного мегаполиса. Кажется, что может в этом случае знать человек о суетной жизни с ее постоянными и неразрешимыми проблемами? И тем не менее его книга - это увлекательное чтение именно для современного человека. Размышления о гневе и кротости вовсе не похожи на какие-то схоластические рассуждения, они затрагивают насущные вопросы нашего бытия, его самые болевые точки. Автор, следуя за мыслью Евагрия, открывает то, что хорошо знали древние, но мы напрочь забыли. Замахиваясь на некие глобальные проблемы, осваивая, завоевывая и перекраивая мир, человек утратил способность созидать самого...



4 страница из 64
читать на одной стр.
Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

стр.
одаренных разумом (logos), которые в силу этого дара обретают способность войти в непосредственные, личные отношения со своим Творцом. Ибо что остается человеку, если он не может осуществить этого истинного своего призвания?

ГЛАВА ПЕРВАЯ. Образ человека у Евагрия. .

Чтобы понять то исключительное значение, которое Евагрий придает ролигнева в духовной жизни, а еще более, его противоположности любви и кротости, прежде всего, необходимо рассмотреть, какой образ человека он кладет в основу своего видения. Здесь мы удовольствуемся лишь общими соображениями на эту тему, но позднеемы подробнее остановимся на определенных ее аспектах.

Основныечерты образа человека у Евагрия, несмотря на то, что они явно облечены в одежды греческой философии, глубоко укоренены в Библии. Ведь речь постоянно идет о человеке, ум которого (nous), стержень его личности, был сотворен по «образу Божию» [19] иэтого свойства он никогда не теряет[20],хотя по своей греховности и является «отпавшим образом»[21].Конечно, он должен «отложить образ ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях»[22],дабы в самой основе своей облечься в нового «по образу Создавшего его»[23],который «во Христе» делает его «новой тварью» [24]еще до того, как он становится восприимчив к благодати Божией.

Это «обновление» происходит во святом Крещении[25]. Только такой«новый человек» становится через посредство Сына и Духа «истинным образом»[26],способным к «познанию Отца»[27].

Итак, человек, о котором мы будем говорить в дальнейшем, всегдакрещеный, тот, кто облечен «в нового человека, созданного по Богу»[28],хотя это новое его бытие постоянно находится под угрозой возвращения к старым порокам. Нас не должно удивлять то, что Евагрий в этом контексте говоритпочти исключительно о монахах, ибо все его читатели были монахами и монахинями, живущими или в общинах, или как анахореты. Для Евагрия«монах» был просто прототипом «нового человека». Вэтом смысле «человека» делает «монахом» прежде всего его готовность отвратиться от всех греховных поступков. Однако «ум» егостановится «монахом» только тогда, когда освобождается от греховных мыслей и «во время молитвы созерцает свет Пресвятой Троицы»[29].Именно в соответствии с этим следует понимать следующее, часто цитируемое определение «монаха»:

«Монах есть тот, кто, удалившись от всех, со всеми соединен»[30].

Как нельзясказать, что тот, кто удалившись жить в необитаемые места, тем самым уже

Комментарии к книге «Вино дракона и хлеб ангельский. Учение Евагрия Понтийского о гневе и кротости.», Схиархимандрит Гавриил

Всего 0 комментариев

Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства