«Вино дракона и хлеб ангельский. Учение Евагрия Понтийского о гневе и кротости.»

1500

Описание

"Кто дает овладеть собой гневу, тот не может реализовать своего собственного призвания, вложенного в него при творении", - так считает автор книги, католический священник и монах, доктор философии и богословия Габриэль (Бунге). Предмет его исследования - аскетическая традиция восточного христианства, в частности учение Евагрия Понтийского, великого учителя молитвы и мистической жизни, жившего в IV в. в египетской пустыне. Габриэль Бунге тоже живет отшельником в швейцарских Альпах, вдали от шумного мегаполиса. Кажется, что может в этом случае знать человек о суетной жизни с ее постоянными и неразрешимыми проблемами? И тем не менее его книга - это увлекательное чтение именно для современного человека. Размышления о гневе и кротости вовсе не похожи на какие-то схоластические рассуждения, они затрагивают насущные вопросы нашего бытия, его самые болевые точки. Автор, следуя за мыслью Евагрия, открывает то, что хорошо знали древние, но мы напрочь забыли. Замахиваясь на некие глобальные проблемы, осваивая, завоевывая и перекраивая мир, человек утратил способность созидать самого...



3 страница из 64
читать на одной стр.
Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

стр.
при этом мы не потребуем от себя лично «поступать так же, приняв на себя те же труды»[5]? Это было бы mutatismutandis (с определенными оговорками) то же самое, что и вера для бесов: она им совершенно без пользы[6].

Однако мы совершенно неверно поняли бы Евагрия, если быувидели у него лишь простое осуждение порока. Страсть, как и вообще зло, не имеет сама в себе никакого бытия. Скорее, она постоянно утверждается как «болезнь» - по-гречески она называется также pathos, - как нечто вторичное, паразитирующее на душе и ее способностях, которые «по своей природе», будучи сотворены Богом, «здоровы»[7].

Порок - это всегда лишь извращение существа, сотворенногодобрым. Так и гнев есть не что иное, как противоестественное, извращенное проявление одного из двух иррациональных, однако самих по себе добрых [8] начал души, а именно, ее«яростной части» (thymikоn). Ее действие «всоответствии с природой» есть не что иное, как противостоящая пороку добродетель.

Следовательно, невозможно ни понять порок, ни эффективнобороться с ним, если прежде не знать добродетели, противостоящей ему. Однако мы постигаем ее лишь в той мере, в какой упражняемся в ней и усваиваем ее. В случае гнева такой добродетелью будет христианская любовь (agаpe)[9], которая проявляет себякак снисходительность, терпение и так далее, для Евагрия же прежде всего как «кротость» (praotes).

Кроткая любовь творит именно то, чему препятствуетпротивоестественный гнев. Если гнев является разрушителемсозерцания, ибо он «ослепляет» [10]ум, то «мать познания»[11], кроткая любовь, делаетего [ум] «созерцательным»[12]. И если гнев делаетмолитву невозможной[13], то при «совершенной идуховной любви» «осуществляется молитва в духе и истине»[14].

Итак, ставка в этой игре очень высока. Кто дает овладетьсобой гневу, тот не может реализовать своего собственного призвания, вложенного в него при творении. Ибо ум был создан именно для того, чтобы он «познавал»[15], а молитва, в которойпознание Бога достигает своего наивысшего выражения, есть «действие, подобающее достоинству ума, или наилучшее и подлинное его употребление»[16].

Тот, кто всеми силами стремится к «истинной молитве» и в тоже время впадает в гнев или памятозлобие, подобен безумному[17]. Столь же безумному, каки тот, кто, желая лучше видеть, выжигает себе очи раскаленным железом...[18]

На карту поставлено наше «достоинство» творений Божиих,

Комментарии к книге «Вино дракона и хлеб ангельский. Учение Евагрия Понтийского о гневе и кротости.», Схиархимандрит Гавриил

Всего 0 комментариев

Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства