Однако мы совершенно неверно поняли бы Евагрия, если быувидели у него лишь простое осуждение порока. Страсть, как и вообще зло, не имеет сама в себе никакого бытия. Скорее, она постоянно утверждается как «болезнь» - по-гречески она называется также pathos, - как нечто вторичное, паразитирующее на душе и ее способностях, которые «по своей природе», будучи сотворены Богом, «здоровы»[7].
Порок - это всегда лишь извращение существа, сотворенногодобрым. Так и гнев есть не что иное, как противоестественное, извращенное проявление одного из двух иррациональных, однако самих по себе добрых [8] начал души, а именно, ее«яростной части» (thymikоn). Ее действие «всоответствии с природой» есть не что иное, как противостоящая пороку добродетель.
Следовательно, невозможно ни понять порок, ни эффективнобороться с ним, если прежде не знать добродетели, противостоящей ему. Однако мы постигаем ее лишь в той мере, в какой упражняемся в ней и усваиваем ее. В случае гнева такой добродетелью будет христианская любовь (agаpe)[9], которая проявляет себякак снисходительность, терпение и так далее, для Евагрия же прежде всего как «кротость» (praotes).
Кроткая любовь творит именно то, чему препятствуетпротивоестественный гнев. Если гнев является разрушителемсозерцания, ибо он «ослепляет» [10]ум, то «мать познания»[11], кроткая любовь, делаетего [ум] «созерцательным»[12]. И если гнев делаетмолитву невозможной[13], то при «совершенной идуховной любви» «осуществляется молитва в духе и истине»[14].
Итак, ставка в этой игре очень высока. Кто дает овладетьсобой гневу, тот не может реализовать своего собственного призвания, вложенного в него при творении. Ибо ум был создан именно для того, чтобы он «познавал»[15], а молитва, в которойпознание Бога достигает своего наивысшего выражения, есть «действие, подобающее достоинству ума, или наилучшее и подлинное его употребление»[16].
Тот, кто всеми силами стремится к «истинной молитве» и в тоже время впадает в гнев или памятозлобие, подобен безумному[17]. Столь же безумному, каки тот, кто, желая лучше видеть, выжигает себе очи раскаленным железом...[18]
На карту поставлено наше «достоинство» творений Божиих,
Комментарии к книге «Вино дракона и хлеб ангельский. Учение Евагрия Понтийского о гневе и кротости.», Схиархимандрит Гавриил
Всего 0 комментариев