«Вино дракона и хлеб ангельский. Учение Евагрия Понтийского о гневе и кротости.»

1500

Описание

"Кто дает овладеть собой гневу, тот не может реализовать своего собственного призвания, вложенного в него при творении", - так считает автор книги, католический священник и монах, доктор философии и богословия Габриэль (Бунге). Предмет его исследования - аскетическая традиция восточного христианства, в частности учение Евагрия Понтийского, великого учителя молитвы и мистической жизни, жившего в IV в. в египетской пустыне. Габриэль Бунге тоже живет отшельником в швейцарских Альпах, вдали от шумного мегаполиса. Кажется, что может в этом случае знать человек о суетной жизни с ее постоянными и неразрешимыми проблемами? И тем не менее его книга - это увлекательное чтение именно для современного человека. Размышления о гневе и кротости вовсе не похожи на какие-то схоластические рассуждения, они затрагивают насущные вопросы нашего бытия, его самые болевые точки. Автор, следуя за мыслью Евагрия, открывает то, что хорошо знали древние, но мы напрочь забыли. Замахиваясь на некие глобальные проблемы, осваивая, завоевывая и перекраивая мир, человек утратил способность созидать самого...



6 страница из 64
читать на одной стр.
Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

стр.
побеждает ярость, то душа "звереет"[44],если побеждает желательная ее часть, то она становится "конем" или "лошаком"

[45]. Если, напротив,побеждает ум, то она становится ангелом [46]или даже самим Богом»[47].

Дабывоспрепятствовать сему противоестественному бесчинию «сожителей» ума [48] и«объединить внутреннюю триаду посредством уз мира»[49],между тремя частями души должен царить порядок, то есть ум должен принять на себя подобающую ему власть, в силу чего он называется также "управителем" (heghemonikon)[50]. Ибо, как указано в цитированном выше тексте, бесчиние всегдавозникает в иррациональной части души, которая вследствие этого называется также «страстной частью»[51].Потому, что именно она особым образом восприимчива к страстям, которые Евагрий постоянно трактует как «болезнь» (pathe)[52],вызванную злоупотреблением того, что само по себе является добром[53]. Из этой «страстной части» бесчиние поднимается в душе вверх и«омрачает ум»[54].

Эта предрасположенность к страстям проистекает из тесной связи междудвумя иррациональными частями и телом (а через тело и со всей материальной реальностью), которая может, но не обязательно должна вызвать в нас прилив желания или вспышку гнева. Сами по себе, как творения Божий, материальные вещиэтого мира добры и никоим образом не являются препятствием на пути ко спасению[55].В общем верно, что «страсти могут приводиться в движениечувствами»[56].«Вне чувственных вещей нами не может овладеть никакаянечистая мысль»[57].Но двигатель страстей все же находится в нас самих[58],в нашем свободном «согласии»[59].

«Если мы имеем страстные воспоминания о каких-либо вещах, то это значит,что эти вещи мы прежде восприняли со страстью. И наоборот, о том, что мывосприняли со страстью, будем иметь страстные воспоминания»[60].

В этомотношении следует помнить, что здесь в соответствии с пониманием Евагрия никоим образом не имеются в виду исключительно «психологические», внутренние душевные процессы. Если «страсти души имеют истоки в людях, страсти же тела втеле» [61] ив его естественных потребностях, то на глубинном уровне невидимые для нас бесы [62]через свои искушения приводят нас к тому, что вещи, сами по себе естественные, преобразуются в страсти[63].Только душа, действительно умиротворенная и достигшаяединства, защищена от подобных нападений.

«Тот, чей ум "всегда с Тобою" [с Господом][64],у кого яростная часть [души] полна кротости вследствие памятования о Боге, а

Комментарии к книге «Вино дракона и хлеб ангельский. Учение Евагрия Понтийского о гневе и кротости.», Схиархимандрит Гавриил

Всего 0 комментариев

Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства