[45]. Если, напротив,побеждает ум, то она становится ангелом [46]или даже самим Богом»[47].
Дабывоспрепятствовать сему противоестественному бесчинию «сожителей» ума [48] и«объединить внутреннюю триаду посредством уз мира»[49],между тремя частями души должен царить порядок, то есть ум должен принять на себя подобающую ему власть, в силу чего он называется также "управителем" (heghemonikon)[50]. Ибо, как указано в цитированном выше тексте, бесчиние всегдавозникает в иррациональной части души, которая вследствие этого называется также «страстной частью»[51].Потому, что именно она особым образом восприимчива к страстям, которые Евагрий постоянно трактует как «болезнь» (pathe)[52],вызванную злоупотреблением того, что само по себе является добром[53]. Из этой «страстной части» бесчиние поднимается в душе вверх и«омрачает ум»[54].
Эта предрасположенность к страстям проистекает из тесной связи междудвумя иррациональными частями и телом (а через тело и со всей материальной реальностью), которая может, но не обязательно должна вызвать в нас прилив желания или вспышку гнева. Сами по себе, как творения Божий, материальные вещиэтого мира добры и никоим образом не являются препятствием на пути ко спасению[55].В общем верно, что «страсти могут приводиться в движениечувствами»[56].«Вне чувственных вещей нами не может овладеть никакаянечистая мысль»[57].Но двигатель страстей все же находится в нас самих[58],в нашем свободном «согласии»[59].
«Если мы имеем страстные воспоминания о каких-либо вещах, то это значит,что эти вещи мы прежде восприняли со страстью. И наоборот, о том, что мывосприняли со страстью, будем иметь страстные воспоминания»[60].
В этомотношении следует помнить, что здесь в соответствии с пониманием Евагрия никоим образом не имеются в виду исключительно «психологические», внутренние душевные процессы. Если «страсти души имеют истоки в людях, страсти же тела втеле» [61] ив его естественных потребностях, то на глубинном уровне невидимые для нас бесы [62]через свои искушения приводят нас к тому, что вещи, сами по себе естественные, преобразуются в страсти[63].Только душа, действительно умиротворенная и достигшаяединства, защищена от подобных нападений.
«Тот, чей ум "всегда с Тобою" [с Господом][64],у кого яростная часть [души] полна кротости вследствие памятования о Боге, а
Комментарии к книге «Вино дракона и хлеб ангельский. Учение Евагрия Понтийского о гневе и кротости.», Схиархимандрит Гавриил
Всего 0 комментариев