Именно эти особенности позволяют согласиться с Е. А. Ямбургом, который при характеристике разных ступеней школы на первое место ставит культурологическую парадигму. При этом учитель должен видеть, как меняется «ценностное отношение к детству» (2, с. 97). Образно выражаясь, уже мальчики с «планеты Марс» и девочки с «планеты Венера» должны уметь доказывать свою точку зрения в условиях «экзистенциального» вакуума. Это сложная задача – вырабатывать нравственные ориентиры. Отсюда важность реализации концепта как идеи:
Перед ребёнком стоит личная задача – задача выработки нравственных ориентиров («личностная парадигма»).
Учёные констатируют: мир меняется, меняются отношения между взрослыми и детским миром. Эти миры сближаются.
Особую значимость приобретает личностная парадигма.
3. Идея самокоррекции как компетентность – концепт начальной школыПо мысли А. Г. Асмолова, изменения – это главная черта наступающего и наступившего времени. Мир находится в постоянном состоянии изменённости. Изменяется и современный человек, изменяется и сама модель детства. Отсюда вывод о необходимости реализации следующего концепта как главной идеи:
Эта идея кажется нам наиболее сложной в решении. Как осмыслить «кто Я есть»? Возвышение человека возможно лишь в условиях самокоррекции.
Выработка нравственных ориентиров – личная задача воспитанников начальной школы. В «вещном мире» ребёнку необходимо помочь видеть нравственные ценности и стремиться к ним. Этому сложному процессу и может помочь осознанная самокоррекция как компетентность.
Инфантильность, социальная инфантильность, психологическая инфантильность – это уже сегодня норма (2, с. 20). Каков же путь поиска направлений в работе начальной школы?
Проблема самокоррекции ставит вопрос о метауровне знаний, поскольку это уже оценка знаний и себя в условиях деятельности. Современные школьные классы – это микрокосм культурного многообразия.
«– Кто бьет в набат?
– Время.
– Зачем в набат?
– Чтобы ты помнил.
– Что?
– За все, что происходит в мире людей, отвечаешь и ты.
– Зачем вы пришли на Землю?
– Чтобы жить.
– Что для вас бесценно?
– Дети.
– Что вы любите?
– Людей.
– Что боитесь потерять?
– Память.»
Поэт выразил эту мысль в стихотворной форме – стремительно и твердо.
Комментарии к книге «Ученик во взаимодействии с миром, знанием, самим собой. Новая стратегия, новые технологические решения», Мария Николаевна Ахметова
Всего 0 комментариев