Авторы благодарят специалистов Центра лечебной педагогики, чей интерес и ценные комментарии помогли сделать эту работу лучше.
ВведениеСчитается, что глина была одним из первых материалов, освоенных человеком. Благодаря способности легко принимать и удерживать заданную форму она использовалась в быту и культуре разных народов, отражая традиции своего времени. Со временем глину потеснили другие материалы, но и теперь она применяется в строительстве, промышленности, медицине, искусстве, а также в педагогике и психологии.
В общей педагогике из глины лепят на уроках труда и изобразительного искусства в начальной и средней школе, на занятиях в детском саду и в учреждениях дополнительного образования. В зависимости от возраста детей, целей занятий, материальных возможностей учреждения полученные работы можно подвергнуть обжигу или оставить необожженными. Их можно расписывать специальными красками, предназначенными для работы с глиной (например, ангобами), или красками, которые обычно используются на занятиях рисованием (например, гуашью).
Глину также используют в арттерапии. Пластические свойства глины помогают ребенку выражать те внутренние переживания, конфликты, которые он не может осознать и с которыми не может справиться самостоятельно. При проведении арттерапевтических занятий с использованием глины задача обучения навыкам работы с материалом и инструментами не ставится. В некоторых случаях специалист может показать отдельные, самые простые приемы лепки и декорирования, которые помогут ребенку воплотить его идею. Иногда для достижения нужного результата в работе вместе с глиной могут использоваться и другие материалы, которые обеспечивают дополнительные выразительные средства, но делают невозможным процесс обжига (например, бумага, блестки, кусочки дерева, краски и т. д.). Готовые работы, созданные на арттерапевтических занятиях, как правило, не обжигают: значимым является не столько результат, сколько сам процесс гармонизации эмоционального развития.
Глина нашла применение и в специальной педагогике. Занятия с использованием глины как основного (главного) или одного из пластических материалов проводятся во многих государственных и негосударственных учреждениях. Глину используют на индивидуальных и групповых занятиях в детском саду, на уроках и на внеклассных занятиях в школах. Глина относится к материалам, которые рекомендованы в программах специальных (коррекционных) школ по ручному труду и изобразительной деятельности (изобразительному искусству). Отечественная специальная педагогика отводит особую роль трудовому обучению в подготовке к самостоятельной жизни детей и подростков, имеющих особенности психофизического развития, поэтому занятия ручным трудом рассматриваются одновременно и как эффективное средство коррекции нарушений психического развития, и как начальный этап выбора и подготовки к будущей профессии. Так, например, в специальной (коррекционной) школе VIII вида успешное выполнение заданий с использованием глины и пластилина в 1-3 классах и с использованием гипса в 4 классе может являться одним из условий для последующего обучения учеников штукатурно-малярным работам.
В настоящее время некоторые специальные (коррекционные) школы могут в рамках внеклассной работы проводить занятия в керамических мастерских, созданных на базе этих школ, а в отдельных школах даже появилась возможность предпрофессионального обучения подростков с нарушениями интеллектуального развития гончарному делу. Но пока таких школ очень мало.
В целом возможности этого материала в специальной педагогике используются недостаточно.
Часто педагоги выбирают для занятий другие пластические материалы (например, пластилин). В основном это связано с тем, что глину сложнее готовить к работе, она пачкает руки и окружающие поверхности, а готовые работы без последующего обжига недолговечны и не могут использоваться в быту.
В последнее время глину как материал для занятий все чаще используют в негосударственных и государственных центрах, занимающихся поддержкой семей детей и подростков с нарушениями развития (в том числе имеющих тяжелые и сочетанные нарушения). Однако в специальной литературе этот опыт пока практически не отражен.
Одним из направлений специальной педагогики, в котором работа с использованием глины имеет определенную теоретическую и практическую базу, является антропософская лечебная педагогика. Представители этого направления выделяют два вида занятий: пластицирование и собственно занятия в керамической мастерской.
Термином «пластицирование» обозначают занятия, в которых глина используется как один из пластических материалов наряду с тестом или воском (как правило, глину не используют в работе с детьми младше 11 лет). Занятия керамикой отличаются от пластицирования тем, что их целью является получение готового продукта, который может быть использован в быту. Отметим, что большинству специалистов незнакома литература, рассказывающая о таких занятиях.
Одной из организаций, в течение долгого времени разрабатывающих в России данное направление, является Центр лечебной педагогики, Москва (далее – ЦЛП). За более чем 15 лет работы керамической мастерской здесь накоплен уникальный опыт, часть которого отражена в публикациях специалистов Центра (15–17, 33, 35).
В керамической мастерской ЦЛП проходят занятия с детьми, подростками и молодыми людьми, имеющими различные нарушения развития. Эти занятия различаются по целям, задачам и составу специалистов.
Терапевтическая мастерскаяРабота в терапевтической керамической мастерской проводится, как правило, с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста, имеющими различные особенности развития (нарушения развития эмоционально-волевой сферы, интеллектуальную недостаточность, двигательные нарушения и др.). Занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми.
Занятия в терапевтической мастерской позволяют решать разные проблемы ребенка. Они могут способствовать развитию продуктивной деятельности, мелкой моторики, внимания, памяти, мышления, речи и творческого воображения, могут успешно использоваться для формирования образа себя, развития общетрудовых умений и навыков и др. Занятия керамикой часто включаются в расписание групп подготовки к школе, работающих в ЦЛП. Эти занятия формируют умения воспринимать фронтальные инструкции, выполнять задания со всеми вместе.
В терапевтической мастерской с детьми, как правило, работает специалист – педагог или психолог, который не только понимает закономерности и особенности психического развития детей, но и обладает знаниями и умениями работы с глиной и соответствующими инструментами.
Группы общенияРабота в группах общения проводится с детьми и подростками, которые из-за особенностей развития (например, нарушений развития эмоционально-волевой сферы) испытывают стойкие затруднения при взаимодействии с окружающими людьми. Как правило, они не могут «удержаться» на внеклассных занятиях в школе или в секциях и кружках различных досуговых учреждений. В работе групп общения глина может использоваться как один из материалов для организации продуктивной деятельности. Занятия выстраиваются таким образом, чтобы помочь детям наладить общение друг с другом и с педагогом в процессе изготовления и обсуждения изделий. Занятия керамикой позволяют подросткам, посещающим занятия в группах общения, овладеть определенными практическими умениями, развить самостоятельность и уверенность в своих силах и улучшить их коммуникативные способности. Различные виды занятий (керамика, ткачество, полиграфия, столярное дело и др.), предлагаемые в группах общения, также могут помочь подросткам при выборе будущей профессии. Эффективность занятий в группах общения значительно возрастает благодаря совместной работе психологов и других специалистов (в частности, художника или технолога).
Предпрофессиональная керамическая мастерскаяЗанятия в предпрофессиональных мастерских (в том числе керамической) были организованы специалистами ЦЛП в рамках экспериментов по созданию условий для обучения и работы подростков и молодых людей, имеющих нарушения развития, в том числе тяжелые и сочетанные.
В нашей стране в силу многих причин профессиональное обучение и трудоустройство человека с нарушениями развития является одной из наиболее острых и болезненных проблем. Особенно ущемлены в этом отношении молодые люди, имеющие сочетанные, тяжелые нарушения или нарушения развития эмоционально-волевой сферы. Без специальной поддержки они, как правило, не могут приобретать профессии ни на базе школьных мастерских, ни в коррекционных группах на базе технологических колледжей. Поэтому нередко после окончания школы такой молодой человек оказывается заточенным дома в четырех стенах. Не имея возможности учиться дальше или заниматься чем-то интересным для себя, он утрачивает знания, умения и навыки, приобретенные за время обучения в школе. Дефицит общения с другими людьми и снижающаяся самостоятельность в этом случае приводят к ухудшению домашней ситуации, возникновению у семьи дополнительных проблем. Поэтому на базе Центра лечебной педагогики были организованы мастерские, которые давали возможность молодым людям с нарушениями развития жить нормальной жизнью: учиться, работать, общаться. Обучение людей с такими нарушениями является длительным процессом. Успешность этого обучения больше чем в каком-либо другом случае зависит от объединения усилий различных специалистов. Только в результате совместной работы специальных педагогов (педагогов, психологов, художников и технологов) возможна разработка эффективных методов, приемов и содержания обучения профессиям молодых людей с тяжелыми и сочетанными нарушениями. И как показывает опыт, такой подход к организации обучения является перспективным.
Занятия в керамической мастерской открывают большие возможности для поддержки детей, подростков и молодых людей, имеющих особенности психического развития. Опыт специалистов ЦЛП лег в основу ряда совместных проектов, объединяющих усилия негосударственных и государственных организаций в оказании помощи детям, подросткам и их семьям. В этой работе мы рассказываем об организации занятий в керамической мастерской с учащимися среднего школьного возраста, имеющими двигательные нарушения, хронические соматические заболевания (болезни сердечно-сосудистой системы, почек и т. д.), нарушения развития эмоционально-волевой сферы (например, нарушения аутистического спектра). Однако в таких занятиях могут успешно участвовать дети и подростки, имеющие и другие нарушения (например, интеллектуальную недостаточность).
Как показывает практика, дети и подростки, имеющие особенности развития (например, двигательные нарушения, нарушения развития эмоционально-волевой сферы, хронические соматические заболевания), при обучении в средней школе нередко испытывают значительные трудности. Поэтому обучение в классе может заменяться для них другими формами обучения (индивидуальное, домашнее или дистанционное). Это позволяет осваивать учебный материал в индивидуальном режиме, что, с одной стороны, очень важно и нужно, но, с другой стороны, создает новые проблемы.
Обычно к окончанию начальной школы дети уже обладают некоторой степенью самостоятельности. Они активно общаются со сверстниками, и это общение становится для них все более значимым. У детей формируются стойкие интересы, и возникновение этих интересов вместе с возможностью попробовать свои силы в разных областях во многом определяют самооценку ребенка и способствуют росту его самостоятельности, независимости, самоопределению.
У детей и подростков с особенностями развития путь взросления оказывается более тернистым. Часто семья, пытаясь помочь ребенку справиться с трудностями, обеспечивает не только необходимую, но и избыточную помощь: ребенку помогают делать не только то, что на самом деле является для него трудным, но и то, что не представляет для него существенных сложностей. Избыточная поддержка препятствует формированию социального опыта, она делает ребенка более уязвимым в новых, спонтанно возникающих ситуациях. При этом недостаточная самостоятельность проявляется и в том, что дети и подростки, в свою очередь, испытывают существенные сложности при выборе интересных для них занятий, очень зависят от мнения близких и стараются не принимать самостоятельных, собственных решений.
Возможным выходом из этой ситуации может стать посещение различных секций, мастерских, студий. Но, в отличие от обычных сверстников, таким ребятам на начальном этапе нужна специально организованная помощь взрослых. Создание группы в керамической мастерской может стать необходимой ступенькой для поддержки детей и подростков, имеющих особенности развития.
Выбор глины как материала для занятий определяется рядом причин:
– разнообразные возможности глины позволяют проводить занятия с детьми и подростками, имеющими самые разные проблемы (познавательные, эмоциональные, двигательные и др.);
– социальная значимость готовых изделий: возможность создавать предметы, используемые в быту, с нашей точки зрения, развивает самостоятельность и повышает самооценку, а сам процесс работы способствует развитию психических функций и делает ребят более умелыми и уверенными в своих силах;
– большой выбор инструментов, в том числе таких, с которыми очень просто работать, в большинстве случаев пробуждает у ребят интерес к обучению;
– занятия керамикой позволяют развивать творческую активность, раскрывать творческий потенциал учеников, способствуют эстетическому и экологическому воспитанию.
Планируя занятия в керамической мастерской, мы ставили такие задачи:
– формирование знаний, умений и навыков, необходимых для работы с глиной и инструментами, обучение приемам и техникам работы с глиной;
– создание условий для развития творческого мышления, для эстетического развития и самовыражения;
– поддержка и развитие творческой активности (способности придумать и воплотить свой замысел) и др.;
– развитие навыков общения.
Опыт специалистов ЦЛП показывает, что для того, чтобы начальный этап занятий с детьми и подростками, имеющими нарушения развития, прошел успешно, необходимо достаточное количество взрослых. По нашему мнению, при проведении занятий в керамической мастерской оптимальным является следующее соотношение: на группу из 12–14 учеников нужно 5 сотрудников: два педагога, два помощника (волонтера) и один технолог. Такое количество взрослых обусловлено необходимостью помочь ребятам адаптироваться к занятиям. Это очень важно для включения в занятия учеников с эмоционально-волевыми нарушениями, которым на начальном этапе проще выстраивать общение и принимать помощь от одного человека, или для ребят с двигательными нарушениями, которым систематическая помощь волонтера позволяет найти доступные приемы выполнения работы. Как правило, перед началом занятий мы решаем, кому из учеников будет помогать каждый из взрослых. В процессе занятий становится ясно, кто нуждается в постоянной (в том числе физической) помощи, кому нужно только давать советы, а кто справляется с заданием самостоятельно. К тем, кто, с нашей точки зрения, испытывает наибольшие затруднения, может прикрепляться персональный помощник. В одну группу можно объединять ребят с разными проблемами (двигательные нарушения, нарушения эмоционально-волевой сферы, хронические соматические заболевания, интеллектуальная недостаточность). Чтобы занятия керамикой были полезными и интересными для всех, важно, чтобы учеников, которым нужна постоянная поддержка помощников, было не очень много (не более 3–4 на группу из 12–14 человек), и для каждого из ребят в группе нашлись товарищи, с которыми им было бы интересно общаться и выполнять задания.
В качестве волонтеров, как правило, приглашаются студенты педагогических и психологических вузов или другие люди, которым интересно участвовать в работе мастерской. Далеко не всегда получается обеспечить такое количество взрослых хотя бы для начального этапа занятий, но успешное начало работы мастерской возможно и при меньшем количестве специалистов. Важно, чтобы среди специалистов, работающих в керамической мастерской с ребятами среднего и старшего школьного возраста, был человек, хорошо знающий технологическую сторону работы мастерской. Если взрослых не хватает, можно попробовать поискать варианты решения. Например, иногда часть ребят можно пригласить на занятия примерно через месяц после начала работы мастерской (когда большая часть из тех, кто уже начал заниматься, немного освоятся в мастерской и станут меньше нуждаться в помощи). Однако мы не рекомендуем привлекать в качестве волонтеров родителей, чьи дети занимаются в группе, поскольку это может мешать развитию самостоятельности и общения подростков: в присутствии родителей они будут воспроизводить привычные формы поведения, сложившиеся в семье, и им будет сложно освоить новые.
Общие требования к специалистам: партнерская позиция при взаимодействии с детьми (во время занятий специалист помогает, подсказывает, как сделать лучше, но не принимает решений за ребят, позволяет им совершать ошибки и т. п.); умение работать в команде; представления о видах и свойствах глины, владение основными приемами работы с глиной и соответствующими инструментами, знание ходовых терминов. В процессе подготовки к занятиям технолог может обучать взрослых, работающих в группе, основным технологическим умениям.
При организации и проведении занятий в керамической мастерской для детей и подростков, имеющих особенности развития, мы считаем очень важным объединять свои усилия с усилиями других специалистов и членов семьи. Мы полагаем, что любое направленное воздействие, которое оказывается на ребенка, должно базироваться на понимании общей картины происходящего: только при этом условии помощь оказывается эффективной и достигаются хорошие результаты. Важно поддерживать контакт с врачами, особенно когда на занятия в мастерскую приходят дети и подростки с текущими заболеваниями или с такими состояниями, при которых вероятно возникновение опасных для жизни ситуаций (например, судорожная активность, некоторые заболевания сердечно-сосудистой системы и др.). Специалисты, работающие в мастерской, должны знать особенности таких состояний, признаки возможного ухудшения, а также правила первой помощи, чтобы обеспечивать безопасность жизни и здоровья таких ребят. Кроме того, информация, полученная от врачей, педагогов, психолога, работающих с конкретным ребенком, позволяет создавать развивающую ситуацию и делать занятия более эффективными. Например, консультация специалиста по движению, рекомендации о том, как, в каком положении удобнее и полезнее сидеть конкретному ребенку с опорно-двигательными нарушениями, позволяют организовать его рабочее место таким образом, чтобы повысить работоспособность и предотвратить развитие вторичных деформаций. Кроме того, педагоги должны рассказать родителям о том, как будут проходить занятия и, в свою очередь, понять их ожидания, договориться о важных организационных моментах (например, о том, что для повышения самостоятельности учеников приходящие в конце занятия родители не должны убирать за ребят их рабочие места – это обязанность самих учеников и т. д.).
Нам кажется важным, чтобы на занятиях в керамической мастерской происходило смещение акцента с обучения на поддержку развития. В жизни детей и подростков, имеющих особенности развития, обучающих ситуаций довольно много. По мнению ряда отечественных исследователей, в жизни ребенка с нарушениями развития элементы учебной деятельности часто появляются раньше, чем игра. Своевременно начатая коррекционная работа позволяет существенно снизить проявления нарушений, но большое количество различных педагогических и медицинских воздействий могут приводить к тому, что к среднему школьному возрасту некоторым ребятам «обучающие» занятия уже не кажутся привлекательными и, кроме того, подобные занятия не решают имеющихся у них проблем с общением и развитием собственных интересов. Нужно стремиться к тому, чтобы на занятиях была теплая атмосфера, чтобы занятия в мастерской отличались от привычных обучающих занятий. И хотя занятия керамикой предполагают формирование определенных умений и навыков (что является одной из важных задач), мы рекомендуем изначально предоставить детям достаточно свободы, создать возможность для реализации их собственных желаний и идей. Занятия в мастерской принято чередовать: одно занятие посвящается определенной теме, следующее – свободное, когда можно лепить то, что хочешь. На тематических занятиях также надо побуждать учеников самостоятельно принимать решения, например, выбирать вариант выполнения задания.
Благодаря большому выбору инструментов и техник можно обеспечить успешную работу каждого ученика мастерской, то есть подобрать правильный алгоритм выполнения задания, найти наиболее подходящие инструменты, с которыми ребенку легко справиться. Важна правильная организация рабочего места и использование специальных приемов: например, если учащийся не может раскатать пласт глины из-за слабого нажима, ему можно предложить раскатывать пласт стоя (так усиливается нажим). Если нужно получить ровные жгутики, то ребята с двигательными нарушениями (те, кто может выполнять задание, используя лишь одну руку, например при гемиплегической форме ДЦП), и ребята с нарушениями эмоционально-волевой сферы, для которых характерны нарушения работоспособности, страх неудачи, негативизм и отказ от новых видов деятельности, могут делать жгутики при помощи чесночницы (что достаточно просто и дает хороший результат). А для тех, кому все дается легко, должны быть наготове варианты улучшения работы, новые способы декорирования, которые можно испробовать и т.п.
Помимо необходимости соблюдать некоторые правила (нельзя очень громко разговаривать, нельзя брать без разрешения чужие работы и т. д.) все занимающиеся могут свободно перемещаться по мастерской, сдвигать вместе рабочие столы (за несколькими сдвинутыми столами могут сидеть вместе до 8 человек), кому-то помогать или не участвовать в общей деятельности. В конце занятия учащемуся тоже предоставляется выбор: можно поставить свою работу на общий поднос или не показывать ее всем остальным. Не обязательно заканчивать работу за одно занятие. Предупредив педагога, ребята могут отложить свою работу, упаковав ее специальным образом, чтобы предотвратить высыхание.
Таким образом, занятия в керамической мастерской – один из видов помощи детям и подросткам, по ряду причин лишенных опыта социального взаимодействия в необходимом объеме. Занятия керамикой дают возможность приобрести определенные умения и навыки практической деятельности, способствуют развитию самостоятельности, уверенности в своих силах и развитию общения со сверстниками. Но чтобы занятия в керамической мастерской действительно помогали развитию, необходимо создание специальных условий, использование приемов, позволяющих поддержать эту деятельность, превращая обычную жизненную ситуацию в развивающую. Подробнее мы расскажем об этом в следующей части работы.Организация занятий в керамической мастерской Что необходимо для занятийОстановимся сначала на том, что требуется для занятий керамикой. В приведенном ниже списке содержится все необходимое, но при желании его можно расширить, добавив другие инструменты и оборудование.
Керамическая мастерская должна состоять как минимум из двух изолированных помещений: комнаты для занятий и помещения с вытяжкой для муфельной печи и сушки изделий, оборудованного в соответствии с правилами пожарной безопасности. В комнате для обжига и сушки изделий помимо печки должны находиться специальные шкафы для сушки (если специальных шкафов нет, то работы можно сушить под целлофаном; место для сушки должно быть вдали от сквозняков и перепадов температуры).
В помещении для занятий должны быть:
1. Столы с рабочей площадью не менее 0,6 × 0,6 м на каждого ученика.
2. Стеллажи или полки для хранения инструментов.
3. Доска для демонстрации наглядных пособий.
4. Раковина со специальным отстойником (чтобы не засорить канализацию глиной).
5. Инструменты для работы с глиной: разделочные доски или куски линолеума, скалки, стеки, петли, турнетки, струна для резки глины, губки, куски грубой материи.
6. Материалы: глина гончарная, фаянс, шамот, шликер, бесцветная глазурь, гипс (для изготовления гипсовых форм).
7. Бочки и канистры для хранения глины, глазури, шликера.
8. Краски: ангобы, пигменты, глазури.
9. Кисти: щетинные, беличьи, колонок, ушной волос.
10. Материалы для создания фактуры: холст, тюль, портьерная ткань, тесьма, марля, сетки, наждачная бумага, щетки, ракушки, шишки и др.
11. Куски полиэтилена или клеенки для сушки готовых изделий.
12. Гипсовые формы.
13. Гончарный круг (ножной или с электроприводом) – желателен, но не обязателен.
Занятия на гончарном круге очень полезны, потому что учат чувствовать глину под пальцами и позволяют на практике ощутить, как небольшое движение приводит к значительным изменениям формы изделия. Но освоить работу на гончарном круге в полном объеме оказывается для учащихся очень сложно, это редко кому удается.
Особенности организации помещенияДля занятий в мастерской большое значение имеет правильная расстановка столов, доступность всех необходимых материалов и инструментов. Вместе с тем важно избежать перегруженности пространства, убрать из пределов досягаемости лишние, не нужные для работы инструменты, материалы, а также готовые работы.
Многие специалисты считают, что оптимальная высота стола для занятий определяется следующим образом: столешница должна находиться примерно на высоте согнутой в локте руки удобно сидящего на стуле человека (при этом ступни сидящего стоят на полу, колени образуют прямой угол по отношению к полу). Часто при проведении групповых занятий удобно иметь один большой стол, чтобы все могли видеть друг друга и общаться в процессе занятий, а педагог мог быстро оказать нужную помощь, если у кого-то возникают затруднения. Однако на занятиях за большим столом в небольшом помещении трудно обеспечить достаточную мобильность ребятам с двигательными нарушениями (не всегда удобно проходить за стульями на костылях или проезжать на коляске). В таком случае, возможно, более удобным будет расположение небольших столов группами по 2–4. Иногда в мастерской требуется создать особое место для ребенка с нарушениями развития эмоционально-волевой сферы, гиперактивностью, нарушениями работоспособности и др. Поэтому решение о расстановке столов принимается, исходя из состава группы и особенностей помещения.
Помимо необходимых инструментов и материалов в мастерской желательно иметь полку, на которой хранятся альбомы с фотографиями готовых работ, книги с изображениями предметов декоративно-прикладного искусства, вырезки или открытки с изображениями животных, людей. Их удобно хранить в прозрачных пластиковых файлах, чтобы не запачкать глиной. Наглядные пособия помогают разрешать некоторые трудности, которые возникают в процессе работы, и создают условия для более эффективного обучения, например:
– ученик, который не может придумать, что делать на свободном занятии, может почерпнуть идею из альбома с готовыми работами или книги с иллюстрациями;
– ребятам, испытывающим сложности при планировании работы, полезно иметь перед глазами изображение будущего изделия (или этапов изготовления изделия);
– для тех, кто успешно осваивает разные техники, иллюстрации могут послужить отправной точкой в реализации новой идеи.
Этапы проведения занятийНа практике деление занятий в течение учебного года на этапы оказывается довольно условным. У ребят, занимающихся в одной группе, разные возможности, им требуется разное время для адаптации, усвоения определенных умений и навыков. Но даже такое достаточно условное деление дает представление о логике построения занятий, позволяет увидеть, как ставились и решались общие для всех участников группы задачи, как планировалась работа, подбирались подходящие задания и т. д.
Подготовительный этап
Перед началом занятий необходимо выполнить определенную подготовительную работу: изучить психологопедагогическую и медицинскую документацию, побеседовать с родителями и специалистами.
Это позволяет получить начальное представление об особенностях психофизического состояния каждого ученика, его возможностях и проблемах. В некоторых случаях нам удается определить для себя те конкретные проблемы ребят, которые мы можем решать при помощи занятий в керамической мастерской. Например, рекомендации нейропсихолога помогают справиться с трудностями пространственной ориентировки, рекомендации специалиста по движению (например, эрготерапевта) позволяют эффективно устроить рабочее место для детей и подростков с выраженными двигательными проблемами. Это способствует профилактике вторичных деформаций и одновременно увеличивает их двигательные возможности и самостоятельность.
Беседа с родителями позволяет договориться о многих важных вещах. Так как на групповые занятия ребята приходят без сопровождения родителей (мы считаем это обязательным условием), то важно заранее обсудить, как удобнее сидеть, мыть руки учеников с выраженными двигательными нарушениями; как помочь перейти к другому виду деятельности ученику с нарушениями эмоционально-волевой сферы и т. д. В ходе беседы могут также оговариваться некоторые организационные моменты (время начала занятий, пожелания по поводу рабочей одежды и т.п.).
При проведении занятий непосредственно в ЦЛП команда специалистов, оказывающих помощь, ставит задачи для каждого занимающегося ребенка. Состояние ребенка регулярно (примерно три раза в год, при необходимости чаще) оценивается и полученные данные заносятся в карту. При этом каждый ребенок «прикреплен» к специалисту, который отслеживает то, как удается выполнять совместно поставленные задачи на разных занятиях, что меняется в состоянии и поведении ребенка. Этот специалист при необходимости связывается с другими специалистами (например, договаривается о консультации врача). При проведении совместных проектов с другими учреждениями нам не всегда удается организовать помощь таким образом (например, может оказаться сложнее получить нужную консультацию), но в любом случае специалисты мастерской совместно ставят задачи и продумывают пути их реализации.
Первые занятия
Мы особо выделяем первые занятия, потому что они имеют большое значение для всей последующей работы. Именно на этих занятиях уточняются цели и задачи, становятся понятны возможности учащихся, определяется тематика будущих заданий и техники, которым будут учиться ребята из данной группы.
При планировании занятий прежде всего необходимо учитывать состав группы. Первое занятие в группе – лепка на свободную тему. При выборе темы для второго занятия мы опираемся на результаты наблюдения за деятельностью ребят. Важно, чтобы задание второго занятия не было слишком сложным. На этих занятиях оцениваются: работоспособность (примерное время, в течение которого ребенок может заниматься без признаков усталости); темп деятельности; интерес к работе с глиной; ведущая рука; состояние опто-моторной координации; сформированность общетрудовых умений и навыков (возможность самостоятельно планировать свою деятельность, изменения замысла в ходе работы, соответствие замысла и полученного результата, критичность при оценке собственных возможностей, особенности решения возникающих трудностей – просит ли о помощи или пытается найти решение сам, и др.); особенности лепки (пластичность, соответствие изделия реальному предмету, стереотипность выполнения, творческий компонент – способность передавать посредством глины свое видение мира, и т. д.). Данные наблюдений записываются, и эти записи используются при дальнейшем планировании работы и оценке полученных результатов. На первых занятиях не всегда можно увидеть собственные интересы учащихся. Часто ребята просто лепят то, что они умеют лепить. В новой ситуации они не решаются на что-то новое, опасаясь, что у них не получится. Поэтому в процессе последующих занятий предварительные результаты будут еще не раз уточняться.
Начальный этап
На начальном этапе занятий решаются следующие задачи: формирование базовых знаний, умений и навыков работы с глиной: изучение свойств глины, освоение основных приемов лепки, ученики узнают и запоминают названия материалов, инструментов и отдельных операций. Но самой главной задачей в этот период является развитие и поддержание интереса к занятиям.
Далеко не все ребята, имеющие особенности развития, приходят на занятия керамикой потому, что им интересно лепить. Часто за желанием записаться в мастерскую стоят другие причины. Например, мнение родителей, что это полезно (для развития мелкой моторики или потому, что так сказал работающий с их ребенком специалист), или потому, что керамика удачно заполняет промежуток между предыдущим и последующим занятием и т. д. Для того, чтобы посещение занятий стало важным для самих ребят, часто требуется некоторое время. Сформировать интерес к занятиям помогает выполнение следующих условий:
– подбор вариантов выполнения изделия в соответствии с возможностями каждого ученика, использование дополнительных средств (наглядность, образец, описание алгоритма выполнения задания и др.);
– во всех заданиях учащимся предоставляется возможность выбора (какую технику лепки и декорирования использовать, на свободном занятии – что именно делать и т. д.);
– оказание необходимой помощи (в зависимости от ситуации педагог может рассказать, как лучше разрешить возникшую проблему, показать возможные варианты решения, частично помочь выполнить действие, которое вызывает затруднения и т. д.). Помощь на начальном этапе занятий может быть избыточной – нам важно, чтобы ученик поверил, что у него получается лепить;
– чередование обучающих и свободных занятий, что позволяет ребенку создать то изделие, которое ему хочется.
На первых занятиях общим является только время начала занятия, поскольку у ребят разные возможности и темп деятельности, а выбранные ими задания не всегда соответствуют их реальным возможностям. Со временем (примерно ко второму месяцу занятий) большая часть ребят может заканчивать свою работу к определенному часу.
На каждом занятии перед началом практической части мы рассказываем, почему для данной работы подходит именно этот вид глины (например, крупные объемные работы лучше делать из шамота, потому что шамот лучше выдерживает обжиг и дает меньше брака, а мелкие – из фаянса, т.к. этот более пластичный материал дает возможность проработки деталей).
К базовым умениям относятся умения раскатать пласт, скатать жгут, скатать шар, вырезать деталь из пласта по шаблону или намеченному рисунку. У некоторых ребят эти умения уже сформированы, поэтому их внимание можно обратить на некоторые тонкости технологического процесса (например, пласт должен быть одной толщины и на нем не должно оставаться складок от ткани), а у других возникает много затруднений (они плохо чувствуют материал и поэтому нажим получается или слишком слабым, или избыточным, им бывает сложно понять, сколько глины нужно взять, чтобы получить деталь определенной величины и т. д.), им на начальном этапе требуется много помощи.
Во многих программах по изобразительному искусству и труду занятия, посвященные лепке из пластилина или глины, начинают с изготовления простых объемных предметов, а потом переходят к плоскостным работам. В основе этого подхода лежит представление о том, что при последовательном переходе от объема к барельефу, а затем к плоскости гораздо легче получить четкое представление о специфике изображения предмета на плоскости и дать почувствовать этот переход. На наших занятиях обучение может начинаться с изготовления плоскостных изделий (некоторые практические рекомендации по изготовлению таких работ приведены в третьей части работы), а затем мы переходим к изготовлению объемных изделий.
Основной этап
Задачами этого этапа являются: формирование навыков работы с глиной и инструментами; обучение самостоятельному выполнению типичных заданий (по отработанному ранее алгоритму); формирование умения самостоятельно оценивать вероятность повреждения изделия в процессе сушки и обжига; развитие общения со сверстниками.
По мере того, как ребята осваивают новые инструменты, новые техники лепки и декорирования изделий, становится заметно, что занятия приносят им радость. Кто-то приходит потому, что хочет освоить разные техники работы с глиной. Кто-то получает удовольствие от самого процесса и может делать типичные, похожие друг на друга работы. А кто-то больше любит общаться и ему важно обсуждение работ, общение в процессе выполнения задания. Со временем у большинства ребят появляются любимые задания, и предложение выбрать себе тему для свободного занятия перестает вызывать существенные затруднения.
Обычно через 2–3 месяца после начала занятий заметно меняется и позиция родителей. В начале, когда ребята приносят первые работы, возникают вопросы о том, действительно ли они сделали их самостоятельно. Часто приходится объяснять, что мы помогаем в начале, пока ребята учатся, но помощь постепенно сокращается, и со временем они начинают выполнять свои работы самостоятельно.
Постепенно значимость занятий в мастерской возрастает, их признают важными. Мамы начинают приводить в гости в мастерскую других родственников (приходят папы, бабушки, братья, сестры), да и сами ребята, которые общаются с другими сверстниками, тоже хотят показать им мастерскую и иногда просят разрешения на то, чтобы кто-либо из их друзей поприсутствовал на занятиях.
На этом этапе большинство ребят выполняет свою работу за отведенное время (выполнение работы занимает примерно час или полтора).
Структура тематического занятия
– Подготовка рабочего места к занятию (ребята, как правило, уже сидят на определенных местах, но при желании могут и пересесть). При подготовке к занятию учащиеся переодеваются в рабочую одежду, готовят доску, ткань, необходимые инструменты.
– Организационный момент. Педагог рассказывает о теме занятия, показывает образцы изделий.
– Планирование практической деятельности. На этом этапе обсуждаются варианты выполнения задания, проговаривается алгоритм его выполнения, варианты декорирования изделия.
– Практическая деятельность. На этом этапе для каждого ученика подбирается наглядность и оказывается необходимая помощь (кому-то достаточно одного образца, кому-то нужен алгоритм, записанный на доске, для кого-то важно иметь не только алгоритм, но и образцы нужных деталей: например, жгут определенной длины и толщины, к которому можно прикладывать получающиеся детали, чтобы определять их соответствие).
– Подведение итогов. Все работы помещаются на один стол, что позволяет увидеть варианты выполнения одного и того же задания, рассказать о своих впечатлениях, выслушать мнение преподавателя о том, что хорошо получилось и на что стоит обратить внимание в следующий раз.
– Уборка рабочего места (рабочее место ребята убирают самостоятельно). Ребята могут помогать друг другу (и такая помощь поддерживается и приветствуется). Иногда педагогу необходимо продумать, как помочь учащимся с ограничениями движения выполнить эту часть задания (например, педагог может поставить на стол таз для того, чтобы сложить в него все остатки глины, которые другие ребята сами складывают в бочку).
Перед выполнением каждого задания важно обсудить с учеником его замысел, дать ему возможность сформулировать свою идею, оценить техническую возможность ее выполнения. В конце занятия нужно выслушать мнение ученика о собственной работе, похвалить за удачное исполнение, за самостоятельность или за интересное решение, обсудить трудности и недостатки, указать места, которые могут привести к браку при обжиге или сушке (например, возможна деформация плоских изделий, не имеющих ребер прочности), и предложить возможные варианты решения этих проблем.
На этом этапе мы начинаем вводить специальные упражнения (например, пальцевый орнамент), а на некоторых тематических занятиях предлагаем ребятам выполнять совместные работы. Например, ребята делают избушку, в которую можно поставить свечу, или большое панно. При выполнении такого задания они разбиваются на пары. Решают, кто какую часть работы выполнит. Если мы предлагаем общее задание на целое занятие, то следующее занятие является продолжением предыдущего (например, на этой неделе делаем изделие для одного участника пары, а на другой неделе – для второго). Такие задания сплачивают, формируют и укрепляют приятельские отношения. Если на начальном этапе занятий ребята в основном обращаются к педагогам, часто не проявляют желания помочь соседу, то со временем эта ситуация меняется.
По нашему опыту занятия керамикой с учащимися среднего школьного возраста могут продолжаться в течение 2–3 лет. За это время большинство ребят успевают освоить техники выполнения разных изделий и уже умеют воплощать собственные идеи, используя знакомые алгоритмы. Как правило, за это время в группе складывается атмосфера, способствующая общению и развитию творческого потенциала. Некоторые ребята продолжают общаться и вне занятий керамикой. Главным увлечением керамика становится для немногих, но мы уверены, что полученный положительный опыт помогает всем ребятам при освоении новых занятий в других местах и знакомстве с новыми людьми и ситуациями.
Обсуждаем важные вопросы Начинать с плоских или объемных фигур?Мы считаем, что занятия могут начинаться с ра боты на плоскости, а не с изготовления объемных фигур. Очень важно, чтобы первое занятие стало для ученика успешным, а работа на плоскости часто оказывается более привычной, чем работа с объемом (помогает опыт рисования на бумаге). На первых занятиях также усваиваются правила работы с глиной: нужно вымесить глину, чтобы в ней не было пузырьков воздуха, иначе изделие взорвется при обжиге, нужно добиться такой концентрации глины, чтобы она не прилипала к рукам, но в то же время не пересушить ее, чтобы избежать трещин. Прежде чем раскатывать глину скалкой, нужно подложить кусок ткани, чтобы она не прилипла к доске. На первом же занятии можно познакомиться с использованием фактуры: положить ткань или тюль с объемным рисунком на раскатанный пласт глины и прокатать его скалкой. Можно предложить ребятам процарапать какой-либо рисунок или вырезать его по контуру. Если ребенку недостает собственных идей, можно показать ему образцы, использовать уже готовую форму (выкройку) для обводки. Большое количество инструментов, в том числе те, которые ему уже знакомы (например, кухонные инструменты), и демонстрация их применения в мастерской обычно сразу захватывают внимание ученика и устраняют тревожность, неуверенность, боязнь оценки. На первых порах следует акцентировать внимание на процессе, а не на результате, но иногда это может перерасти в проблему. Чтобы этого не произошло, всегда следует обозначать цель занятия, помогать планировать работу так, чтобы к концу занятия начатая вещь была доделана до конца.
Некоторые трудности и возможные пути их преодоленияНередко кто-то из ребят бывает так захвачен своей идеей, что перестает слушать советы педагога. Для того чтобы вернуть его к реальности, нужно позволить ему сделать несколько ошибок, из-за которых работу окажется невозможным завершить. Например, если он упорно отказывается подложить под пласт глины кусок материи или целлофана, надо позволить ему поработать так, как он хочет. Глина прилипнет и ее невозможно будет оторвать, не повредив работу. Также можно показать, что плохо скрепленные детали отвалятся при обжиге, резкие перепады толщины могут привести к трещинам при сушке и т. д. Бывает, что ученик очень хочет вылепить из глины какие-либо механизмы (пылесос, качели, крутящиеся колеса машины); нужно объяснить, почему в глине это очень трудно сделать. Можно предложить выбрать другую форму исполнения, например, не в объеме, а в рельефе. На первых порах необходимо все время повторять, что керамика любит плавные формы, в ней не должно быть тонких, торчащих деталей; нужно напоминать о том, что изделия должны быть полыми, а толщина стенок не должна превышать 1–2 см.
Многие ребята по привычке все время ждут помощи и конкретных указаний. Им гораздо легче выполнять данное взрослым задание, нежели работать самостоятельно. Может пройти достаточно много времени, прежде чем они начнут придумывать что-то свое. Иногда продвигаться к самостоятельному творчеству приходится поэтапно: сначала надо дать ребенку самостоятельно сделать глазки, прилепить носик на совместно выполненном изделии, и при каждом удобном случае отмечать его собственные достижения.
Особая проблема – помощь тем ребятам, которые все время стремятся лепить одно и то же. Нужно понять причину, из-за которой это происходит: за этим может стоять страх неудачи, или неумение придумывать что-то новое, или дело в том, что задание приобрело характер аутостимуляции. Например, дети и подростки с аутистическими нарушениями часто лепят на свободном занятии одни и те же образы, связанные с их сверхценными интересами, или снова и снова возвращаются к первой получившейся и понравившейся работе. Возможны разные варианты решения этой проблемы: можно подключиться к процессу воспроизведения однообразных вещей и вносить в каждую последующую новые элементы. Можно договариваться заранее, что сначала мы выполняем задание, а потом возвращаемся к тому, что привычно. Иногда помогает просьба научить тому, что он делает, повышенный интерес к его творениям, так как часто повторение одного и того же изделия бывает следствием желания вызвать эмоциональную реакцию у преподавателя. Иногда остановить этот процесс помогает просьба сделать определенное количество одинаковых вещей.
Дети с двигательными нарушениями часто не рассчитывают силу нажима, поэтому им трудно прилеплять мелкие детали, попадать в нужное место создаваемого изделия. Таким ребятам полезно в начале поработать с крупными объемами, например, набивать гипсовые формы. Для успешности выполнения задания им можно предлагать специальные приемы (например, создавать дополнительную опору, когда нужно покрасить изделие) и упражнения (при выполнении различных заданий учиться намечать центр изделия и т.д.).
Бывает так, что своих идей у ребенка очень много, но ему не хватает технических навыков для их воплощения, или он не может спланировать свою деятельность, определить последовательность действий.
Бывает так, что критичность настолько высока, что с самого начала работы ребенок уверен, что у него ничего не получится. В этом случае стоит убедить его, что это всего лишь проба, и если получится плохо, мы всегда сможем это сломать и слепить что-то другое.
Занятие, которое длится чуть больше часа, может оказаться слишком кратким для того, чтобы внимательно рассмотреть чужие работы и обсудить свои. Очень полезно устраивать обсуждения, просмотры, на которых ребенок может выразить свое отношение к чужим работам и послушать, что про его работы скажут другие. Поэтому важно устраивать выставки работ учащихся.
Возможность совместно работать над одним изделием развивает навыки общения, учит ребят договариваться, формулировать свои идеи. Изготовление избушки (домика) – очень трудоемкий процесс, в ходе которого ребятам целесообразно разделить между собой выполняемые операции. Например, один ребенок делает стены (сруб), другой – крышу. Педагог или помощник должен при этом рассчитать размеры деталей так, чтобы они подошли друг к другу, возможно, понадобится также помощь при скреплении. В процессе росписи тоже возможна работа в паре. Например, ученик, которому легче даются крупные мазки (или который способен только закрасить поверхность), может передать начатую работу другому, тому, у кого хорошо получаются мелкие детали.
Как сохранить индивидуальность работПрежде чем думать о сохранении индивидуальности работ ученика, нужно сначала обучить его основным техническим процессам. И лишь потом, по возможности, направлять его самостоятельное развитие. У некоторых ребят индивидуальный стиль просматривается сразу, другим требуется достаточно долгое время, прежде чем у них сформируются начатки собственного почерка, индивидуальные предпочтения и т. д. Можно привести два очень показательных примера (рассказывают педагоги керамической мастерской):
а. «Маша начала заниматься керамикой в подростковом возрасте. Начало было чрезвычайно трудным: она просто отказывалась что-либо делать, объясняя, что у нее ничего не получится. Через какое-то время (3–5 месяцев) ее удалось втянуть в совместную деятельность, но Маша не отпускала преподавателя ни на шаг, спрашивала его о каждом своем движении, все время ждала оценки. Очень трудно было добиться того, чтобы ей нравилось то, что она делает. С одной стороны, руки плохо ее слушались, к тому же она совершенно не могла удержать в голове последовательность выполняемых операций, с другой – у нее были завышенные требования к результату своей работы. Совместно с дефектологом мы разработали для Маши специальную программу, при которой занятия как бы закрепляли знания, полученные на уроках у дефектолога. За 2–3 месяца у Маши значительно возросли самостоятельность и способность к планированию, а технические знания к тому времени были ею уже хорошо усвоены. Настал такой момент, когда Маша начала лепить сама, практически не нуждаясь в помощи. К всеобщему удивлению, в самостоятельных работах она использовала навыки, приобретенные на уроках с дефектологом! То есть она и в росписи, и в рельефе начала использовать ряды. Это были ряды одинаковых цветочков, травинок, деревьев, домиков. Причем домики и даже облака были совершенно одинаковыми, на одинаковом расстоянии друг от друга. Вначале педагог пыталась воспрепятствовать такому ходу событий. Так как сложный орнамент, где эти навыки очень пригодились бы, ей все-таки не давался, вазы выходили у нее довольно однообразными. В рельефе такой повтор выглядел более удачно, но переключить Машу на какой-либо другой вид деятельности было почти невозможно. С течением времени ее ряды усложнялись, разнообразились, модернизировались. Теперь это были уже не только цветочки и домики, но и люди, слоны, гуси. Сейчас вазочка с идущими друг за другом слонами или ряд гусей на колокольчике в исполнении Маши выглядят великолепно. Рисунок человека у нее примерно соответствует уровню, на котором рисуют 3–4-хлетние дети. Маша до сих пор не думает о пропорциях, но в ее рисунках появляется все больше и больше интересных деталей. Ее работы наивны, декоративны и занятны, но главное, их всегда можно отличить от других, потому что Маше удалось найти и закрепить свой неповторимый стиль. На примере с Машей я могу выделить два ключевых момента: 1. Машу удалось убедить в том, что у нее хорошо получается, и в результате ей стали нравиться собственные работы. 2. Мне не удалось увести Машу от рядов, когда они казались мне бесперспективными».
б. «Алена начала заниматься керамикой раньше, чем Маша, и проблемы у нее были совсем иные. В отличие от Маши она отвергала все попытки ей помочь. К тому же у нее имелись поведенческие проблемы, часто делавшие занятия в мастерской просто невозможными. Она не могла долго сидеть на одном месте, и все работы, сделанные ею в спешке, были неаккуратными и недоделанными, хотя при всем том их отличала оригинальность и необычность идей. Ей было трудно овладеть техникой, т.к. она часто отвергала даже простые советы. В основном моя помощь Алене состояла в угадывании того, что она хотела сделать, и в советах, как это сделать. Иногда ее удавалось увлечь картинками, которые она очень по-своему пыталась срисовать. Она быстро схватывала разные технические приемы, наблюдая за работой других. Как-то раз, глядя, как Алена пытается закрасить вазу одним цветом, я посоветовала ей взять большую плоскую кисть и турнетку. Она моментально поняла, что надо делать, и начала „закрашивать“ вазы одну за другой. На каждом занятии она успевала „закрасить“ несколько ваз, считая свою работу законченной. Большого труда стоило уговорить Алену ввести в „роспись“ хотя бы один дополнительный цвет. Но это удалось! Алена хорошо чувствует цвет, и вазы, закрашенные 2–3 цветами, выходили у нее в огромных количествах, но больше Алена не делала почти ничего. Несмотря на то, что Алена дома занималась рисованием и хорошо владела карандашом и кистью, роспись на вазах не получалась. Мы пробовали процарапывать рисунок на готовом фоне. Он плохо вписывался в размер вазы, но главная причина того, почему эта идея не получила развития, состояла в том, что это было мое желание, а не желание Алены. Дело сдвинулось с мертвой точки, когда мы догадались дать Алене вместо шила обрезанную щетиновую кисть. Такую кисть сложно использовать для рисунка, но ей хорошо проводить полосы, зигзаги. Этот способ хорош плавностью перехода, нет „рваных“ краев, скованности линий, и легче закомпоновать изображение соотносительно размеру вазы. Овладев этой техникой довольно быстро, Алена принялась делать вазу за вазой, но уже на новом художественном уровне: вазы покрывались изящными завитушками, создание которых доставляло Алене большое удовольствие. У нее появился свой пластичный, неповторимый почерк. Беда была только одна: вазы были уж очень однообразные. Но через полгода удалось убедить Алену использовать разные по толщине кисти, ввести в изображение новые мелкие графические элементы (сетку) и даже роспись кистью. Но объединить эти виды деятельности в рамках единого художественного решения ей пока не удается. Сейчас нельзя сказать, что Алена нашла свой стиль, но можно с уверенностью утверждать, что она на правильном пути».
Практические рекомендации: как учить лепить из глиныВ этой части мы остановимся на некоторых вариантах заданий, которые можно предлагать на занятиях в керамической мастерской. Мы не стремились рассказать обо всех техниках работы с глиной, которым обучаются ребята. Мы почти не касаемся вопросов обучения лепке объемных работ, того, как учить работать с гипсовыми формами, не рассматриваем все техники декорирования работ и многое другое. Мы рассмотрим алгоритмы изготовления различных панно и пальцевых орнаментов.
Изготовление рельефа (панно)Основные правила выполнения рельефа:
1. Пласт раскатывается на тряпке, чтобы глина не прилипала к поверхности стола.
2. Ребра прочности не должны быть слишком мелкими или слишком глубокими. Выемки должны делаться вдоль всей поверхности (от края отступаем не менее 10–15 мм), глубиной около 3–5 мм.
3. Если процесс довольно трудоемкий и необходим перерыв, можно на некоторое время закрывать пласт и готовые детали влажной тряпкой.
4. Шликером намазываются прикрепляемые детали, а не поверхность пласта.
5. Обработка рельефа может включать использование фактуры, штампов, лощения.
6. Отверстия для подвешивания делаются в самом конце работы.
7. Сушить рельеф нужно под целлофаном, не на сквозняке, и на поверхности, не впитывающей влагу.
8. Роспись может производиться по сырому (ангобами) или по сухому изделию (до или после обжига) подглазурными пигментами с последующим покрытием бесцветной глазурью.
Вариант 1
1. Раскатать пласт глины толщиной 8 мм. Загладить края мокрой губкой или шликером. С обратной стороны петлей сделать ребра прочности (выемки глубиной 3–5 мм). Если используется шамот, ребра прочности не нужны.
2. Шилом или другим острым предметом наметить рисунок.
3. Выложить изображение из заготовленных заранее кусочков, шариков, колбасок. Приклеить детали на шликер. Шликер наносится на крупные детали рельефа, а не на пласт. Исключение составляют только некоторые виды мелких деталей, которые трудно намазать, держа их в руке. В этом случае шликер наносится на пласт, на котором предварительно делается четкий контур.
4. Прижать детали к пласту. Можно использовать фактуру (имеется в виду оттиск разных поверхностей, прижатых к глине: различных тканей, веревок, сеток и других предметов, оставляющих характерные отпечатки).
5. В конце работы сделать сквозные отверстия для подвешивания (они должны располагаться не менее чем в 5 мм от края рельефа).
Вариант 2
1. Раскатать один пласт глины толщиной 8 мм, загладить края и сделать ребра прочности.
2. Раскатать другой пласт толщиной 3–4 мм, вырезать из него основные детали рельефа.
3. Намазать вырезанные детали шликером.
4. Приклеить их на пласт, используя фактуру.
5. Сделать отверстия для подвешивания.
Как учить ребят делать пальцевый орнаментПальцевый орнамент – это орнамент, сделанный из отпечатка одного или нескольких пальцев с использованием одной или двух рук.
Представленные ниже упражнения различаются по сложности и легко подбираются для каждого ученика. Эти упражнения помогают почувствовать упругость глины, тренируют плавность и силу нажима. Работать можно на пласте глины, а также на объемных фигурках и посуде. Такой орнамент может использоваться в качестве декора на глиняном рельефе (чешуя у рыбы, черепичная крыша) вместо штампов и фактуры.
Пальцевой орнамент открывает большие возможности для развития творческого воображения и экспериментов, поэтому наряду с нижеперечисленными упражнениями вы можете придумать множество новых (например, использовать большее количество пальцев, суставы согнутых пальцев, делать отпечатки ладони, кулаков и пр.).
Основное правило: при выполнении пальцевого орнамента нужно следить, чтобы глина не прилипала к рукам, руки должны оставаться чистыми (можно предварительно смазать их кремом).
Упражнение с использованием одного пальца ведущей руки
Подготовительная работа : раскатать пласт глины толщиной не менее 0,5 см и не более 1 см, вырезать несколько небольших прямоугольников (размером примерно 20–30 см).
Варианты выполнения орнамента:
1. Указательным пальцем ведущей руки сделать ряд отпечатков, следя за тем, чтобы они располагались на одинаковом расстоянии и имели одинаковую глубину (от 1 до 3 мм).
2. Указательным пальцем ведущей руки сделать ряд отпечатков с интервалом шириной в палец. Второй ряд ниже начать со сдвигом так, чтобы начало первого отпечатка пришлось на интервал между отпечатками первого ряда. Сделать несколько рядов в шахматном порядке.
3. Указательным пальцем ведущей руки сделать отпечаток и, не отрывая руки, продвинуть палец вперед на 2–3 мм, чтобы получилась канавка. Следующий отпечаток расположить ниже, непосредственно под первым на небольшом расстоянии, и тоже продвинуть на 2–3 мм. Сделать один или два ряда двойных отпечатков.
Упражнение с использованием указательных пальцев двух рук
Подготовительная работа: раскатать пласт глины толщиной не менее 0,5 см и не более 1 см, вырезать несколько небольших прямоугольников (20–30 см). Обработать края прямоугольников.
Варианты выполнения орнамента:
1. Сделать несколько рядов отпечатков, используя два указательных пальца, поставленных вплотную друг к другу. Можно варьировать ряды в соответствии с силой нажима.
2. Расположить два указательных пальца друг против друга, сделать ряд отпечатков при таком положении пальцев, когда они соприкасаются ногтями.
3. Расположить два указательных пальца друг против друга с небольшим интервалом (2–4 мм). Сделать ряд таких отпечатков.
4. Расположить два указательных пальца друг против друга с большим интервалом (5–8 мм). После нажима, не отрывая рук от глины, сдвинуть пальцы почти до полного соприкосновения. Сделать ряд таких отпечатков.
5. Расположить два указательных пальца друг против друга так, чтобы один палец был выше второго на 1–1,5 см. Нажать и, не отрывая руки, передвинуть пальцы один мимо другого. Сделать ряд таких отпечатков.
Упражнение с использованием мизинца ведущей руки
Подготовительная работа: раскатать пласт глины толщиной не менее 0,5 см и не более 1 см, вырезать несколько небольших прямоугольников (20–30 см), обработать их края.
Вариант выполнения орнамента: большим и указательным пальцем зажать мизинец. Сделать ряд отпечатков боковой стороной мизинца.
Упражнение с использованием турнетки
Подготовительная работа: раскатать пласт глины толщиной 0,5 см, вырезать круг диаметром от 5 до 15 см, об работать его края, положить круг строго в центр турнетки. Острым предметом наметить середину (центр окружности).
Варианты выполнения: ведущей рукой делать отпечатки, а другой рукой поворачивать турнетку так, чтобы конец пальца всегда был направлен к центру. Сделать несколько рядов, используя упражнения для указательного пальца и мизинца.
Приложение Темы занятий в керамической мастерской группы учащихся среднего школьного возраста с нарушениями развития в 2006-07 учебном годуПояснения: занятия проводились 1 раз в неделю. Продолжительность занятий примерно 1,5 часа. Мы чередовали тематические и свободные занятия. На свободном занятии ребята лепили, что хотели, реализовывая собственные идеи, а педагоги помогали их воплощению.
Примерно через два месяца работы группы мы ввели небольшое дополнительное упражнение в начале каждого обучающего занятия: ребята обучались пальцевому орнаменту (данное упражнение казалось нам очень важным, так как в группе было много ребят, с нарушениями крупной и мелкой моторики).
В представленной ниже таблице кратко описано основное содержание занятий. Многие работы выполнялось по одному и тому же алгоритму. Задания не становились существенно сложнее от занятия к занятию, но мы постепенно сокращали объем помощи, а тем ребятам, которые уже освоили предложенные алгоритмы и довольно легко справлялись с предложенным заданием, мы предлагали использовать новые приемы декорирования.
Выставки работ учащихся должны проводиться регулярно, удобно приурочить. их к основным праздникам. Совместная подготовка к выставкам способствует развитию общения ребят.
1. Свободное занятие Диагностическое (у специалистов формируются представления о возможностях ребят, их интересах и проблемах).
2. Рельеф «Дерево»
Работа на плоскости. Сначала нужно раскатать пласт глины, обработать края. Если рельеф делается не из шамота, а из фаянса или гончарной глины, на его обратной стороне нужно сделать ребра прочности. Затем пласт нужно закрасить его ангобом и при помощи стека процарапать на нем дерево. Для тех, кто успешно с этим справляется, задание можно усложнить (сделать крону при помощи штампов или шариков, наклеенных на шликер).
Продолжаем уточнять возможности ребят: (оценивается умение удержать и воплотить первоначальный замысел, особенности технического воплощения идеи и т. д.).3. Свободное занятие
4. Панно «Домик» Работа на плоскости. Раскатываем два пласта, различающихся по толщине. На обратной стороне толстого пласта делаем ребра прочности. Вырезаем из тонкого пласта домик (можно использовать трафарет), приклеиваем домик к толстому пласту при помощи шликера. Для тех, кто успешно с этим справляется, задание можно усложнить: украсить панно при помощи пальцевого орнамента, фактуры или штампов. Обрабатываем края изделия.
5. Свободное занятие
6. «Кот» Выполнение объемной работы. Тщательно вымешиваем нужное количество глины, чтобы внутри не осталось воздуха. Задаем общую форму (конус). В основании при помощи петли или пальца делаем полость таким образом, чтобы стенки будущего изделия были одинаковой толщины (1–2 см). При помощи инструментов или наложения мелких деталей (шарики, колбаски) добавляем морду, уши, хвост и лапы.
7. Свободное занятие
8. Рельеф «Портрет человека» Работа на плоскости. При помощи освоенных ранее приемов нужно передать изображение человека на плоскости путем процарапывания или прикрепления деталей шликером.
9. Свободноезанятие
10. Панно «Прогулка» Работа на плоскости. Объединение всех освоенных приемов: раскатка пластов разной толщины, обработка краев мокрой губкой, добавление ребер прочности, вырезание основных частей композиции из тонкого пласта, скрепление шликером, обработка фактурой или штампами, пальцевым орнаментом.
11. Свободное занятие
12. «Сова» Работа с объемом. Используется тот же алгоритм, что и в занятии № 6. Задание позволяет оценить степень самостоятельности учащегося при работе по знакомому алгоритму.
13. Свободное занятие
14. «Цветы» ( подставка под горячую посуду или настенное панно ) Работа на плоскости. Пальцевый орнамент. Задание выполняется при помощи турнетки (подробное описание алгоритма выполнения задания приведено на с. 41–42 «Упражнение с использованием турнетки»).
15. Свободное занятие
16. Подставка под горячую посуду Работа на плоскости. Для выполнения задания лучше использовать шамот, чтобы подставка была прочнее и не деформировалась при обжиге. Раскатываем пласт. Намечаем и вырезаем основание подставки. Обрабатываем края. Можно покрасить пласт краской. Украшаем подставку при помощи пальцевого орнамента, фактуры, штампов, жгутов, шариков и т. д. Делаем три шарика (диаметром примерно 1,5 см) и, прижимая одну сторону шарика к столу, получаем конус. Наносим на основание каждого конуса насечки стеком. При помощи воды (если работа делается из шамота) прикрепляем конусы к обратной стороне пласта. Подставки также могут быть выполнены в виде переплетения жгутов, одинаковых по длине и толщине.
17. Свободное занятие
18. Карандашница Работа выполняется методом конструирования. Раскатывается пласт глины. Намечается основание (допустимо использование трафарета), которое вырезается шилом. В зависимости от формы основания (круглая, квадратная) на шликер прикрепляется прямоугольник, огибающий основание. Затем обрабатываются края.
19. Свободное занятие
20. «Дерево» Работа с объемом. Берем нужное количество глины и хорошо вымешиваем, чтобы в глине не осталось воздуха. Делаем ствол дерева (конус) и полость внутри конуса. Скатываем жгуты разной толщины и длины. Прикрепляем их к стволу при помощи шликера. При желании с помощью петли делаем дупло, из расплющенных шариков – листья и т. д.
21. Свободное занятие
22. «Человек» Работа с объемом. Существуют разные варианты выполнения этого задания (ребята выбирают вариант на свой вкус): можно использовать конус (к конусу-туловищу прикрепляются другие детали), лепить из одного куска или конструировать фигурку человека из отдельных частей. При обработке готового изделия используются любые из ранее освоенных приемов.
23. Свободное занятие
24. «Птица» Работа с объемом. Для ребят, которые хорошо справились с лепкой человека (заня тие № 22), предлагаем слепить птицу, используя другой алгоритм выполнения (если лепили человека из конуса, можно предложить слепить птицу из целого куска). Для тех ребят, кому было трудно лепить человека, птица лепится по тому же алгоритму. При обработке готового изделия используются любые из освоенных ранее приемов.
25. Свободное занятие
26. «Избушка» (домик) Совместная работа (по парам). Ребята договариваются о том, какой домик будут делать. Опираясь на алгоритм выполнения задания, они делят предстоящую работу на две части или совместно выполняют все подготовительные операции. Нужно сделать «бревна» – 12–16 жгутов определенной длины и толщины, а затем сложить из жгутов сруб. Каждое «бревно» прикрепляется при помощи шликера, в стенах вырезаются окна, дверь. Затем из пласта вырезаются два одинаковых треугольника, основания которых соответствуют длине стороны дома. Треугольники прикрепляются на противоположные стены при помощи шликера, с них срезаются верхушки и оставшиеся части соединяются жгутом. Далее раскатывается более тонкий пласт. Из него вырезаются два прямоугольника (две части крыши). Крыша крепится с помощью шликера. При желании можно сделать наличники для окон, трубу, другие мелкие детали, украсить домик.
27. Продолжение работы «Избушка» Совместная работа (по парам). Лепка второго домика.
28. Колокольчики, горшки, тарелки Работа с гипсовыми формами. Выбираем нужную гипсовую форму. Отрывая части от целого куска глины, заполняем форму снизу вверх. Толщина дна и стенок изделия должна быть одинаковой по всему периметру – не менее 0,5 см. Затем обрабатываем края изделия.
29. Свободное занятие Завершение работ. Подготовка к выставке.
30. Заключительное занятие Выставка изделий, чаепитие, обсуждение работы мастерской и планов на лето.
Литература1 Акунова Л.Ф., Крапивин В.А. Технология производства и декорирование художественных керамических изделий. – М.: Высшая школа, 1984.*
2 Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по специальности «Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М.: Academia, 2001.
3 Афонькин С.Ю., Афонькина С.А. Орнаменты народов мира: Практическое пособие. – СПб.: Кристалл, 1998.
4 Вальдес Одриосола М.В. Арттерапия в работе с подростками: психотерапевтические виды художественной деятельности: Методическое пособие. – М.: Владос, 2005.
5 Васильева Т.А. Развитие творческих способностей младших школьников средствами малой скульптуры (индивидуальный подход).: Автореферат дис. канд. пед. наук. – М., 1998.
6 Вейс Т. Й. Как помочь ребенку? Опыт лечебной педагогики в Кемпхилл-общинах. – М.: Московский Центр вальдорфской педагогики, 1992.
7 Водинская М.В. Коррекционные занятия художественным творчеством с детьми, имеющими трудности развития // Особый ребенок. – 2000. – Вып. 2. – С. 53–67.*
8 Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством в специальной коррекционной школе VIII вида: Учебное пособие для учителей специальных коррекционных школ и студентов дефектологических ф-тов педагогических вузов. – М.: ООО Институт общегуманитарных исследований, 2001.
9 Екжанова Е.А. Программа по изобразительному искусству в специальных школах и классах выравнивания для детей с задержкой психического развития //Дефектология. – 1991. – № 5. – С. 20–26.
10 Жидкина Т.С., Кузьмина Н.Н. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Издательский Центр «Академия», 2005.
11 Захаров А.И. Основы технологии керамики. – М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2001.*
12 Захаров А.И. Конструирование керамических изделий. – М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2002.
13 Захарова И.Ю. Нарушения общения и проблемы поведения: опыт коррекции //Особый ребенок. – 1999. – Вып. 2. – С. 21–44.*
14 Изобразительное искусство и художественный труд. 1–9 классы /Под ред. Б.М. Неменского. – М., 2001.
15 Кейер Е.А. Работа с глиной как метод лечебно-педагогической коррекции // Особый ребенок. – 1998. – Вып.1. – С. 47–55.*
16 Караневская О.В. Коррекционные занятия с детьми, имеющими эмоционально-волевые нарушения. Начальный этап занятий керамикой // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2003. – № 5.– С. 46–51.*
17 Караневская О.В. Занятия керамикой с детьми, имеющими эмоционально-волевые нарушения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005.
– № 2. – С. 60–62.*
18 Карикаш В.И. Программа «Гончарное дело» //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. – № 2. – С. 7–16
19 Климм Х. Лечебная педагогика, основанная на антропософии. – Калуга: Духовное познание, 1995.
20 Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. – М.: Роспедагенство, 1998.
21 Красный Ю. Арт – всегда терапия. Развитие детей со специальными потребностями средствами искусств. М.: ООО «Международный центр управленческого и политического консультирования». – 2006.*
22 Лаврентьева Т.Е. Декорирование керамических изделий: Дипломная работа специалиста РБОО «Центр лечебной педагогики». – 2004.
23 Логика. Математика. Конструирование и ИЗО: Сборник практических материалов для ДОУ к программе «Развитие» / Сост. Жукова О. Г. – М.: АРКТИ, 2007.
24 Макарова Е.Г. Преодолеть страх, или искусствотерапия. – М.: Школа-Пресс, 1996.
25 Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М.: Педагогика, 1981.
26 Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. – М.: Независимая фирма «Класс», 2001.
Практикум по арттерапии /Под ред. А.И. Копытина. – СПб.: Питер, 2000.
Программа Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития /Под ред. Л. Головчиц – М.: УМИЦ «Граф-пресс», 2003.
Программы подготовительного и 1–4 классов коррекционных образовательных учреждений вида VIII вида / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 1998.
Программы обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития /Под ред. А.М. Царева. – Псков: Изд-во АНО «Центр социального проектирования „Возрождение“, 2004.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида 1-е отд., 2-е отд. – М.: Просвещение, 2003.
Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью: Лечебно-педагогические программы / М.В. Водинская, М.С. Шапиро. – М.: Теревинф, 2006.*
Ремесленные мастерские: от терапии к профессии (Опыт работы Центра лечебной педагогики)/ Сост. Ю.В. Липес. – М.: Теревинф, 2004.*
Рос Долорес. Керамика. Техника. Приемы. Изделия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2003.*
Снаружи видно хуже – смотри изнутри / Буклет керамической мастерской Технологического колледжа №21. – М., 2008.
Столярова Л.Н. Рукотворное чудо: техника работы с пластическими материалами. – М.: Фонд в поддержку развития информационных технологий, образовательных учреждений «Развитие», 2004.*
Типовая программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Н.Н. Курбатовой и др. – М., 1984.
Финни Н. Р. Ребенок с церебральным параличом: Помощь, уход, развитие. Книга для родителей. – Изд. 2-е стер. – М.: Теревинф, 2005.
Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 1984.
Шаргородская Л.В. Формирование и развитие предметно-практической деятельности на индивидуальных занятиях. – М.: Теревинф, 2006.
Янушко Е.А. Совместное рисование// Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. – М.: Теревинф, 2004. – С.103–111.
Clausen A.U. Rigel M. Plastisches Gestalten: J.Verlag GmbH Stuttgart. – 1968. – P.589.
...* Отмеченные работы могут быть полезны для организации занятий в керамической мастерской (содержат необходимую информацию о технологии изготовления керамики или содержат описание опыта работы с детьми, имеющими особенности развития).
Иллюстрации с цветной вкладкиКак делается панно ( техника изготовления рельефа )
Как делается панно ( техника изготовления рельефа, готовые работы )
Как делается пальцевый орнамент
Объемные фигуры ( готовые работы )
Как сохранить индивидуальность работ
ОглавлениеВведениеТерапевтическая мастерскаяГруппы общенияПредпрофессиональная керамическая мастерскаяОрганизация занятий в керамической мастерскойЧто необходимо для занятийОсобенности организации помещенияЭтапы проведения занятийОбсуждаем важные вопросыНачинать с плоских или объемных фигур?Некоторые трудности и возможные пути их преодоленияКак сохранить индивидуальность работПрактические рекомендации: как учить лепить из глиныИзготовление рельефа (панно)Как учить ребят делать пальцевый орнаментПриложение Темы занятий в керамической мастерской группы учащихся среднего школьного возраста с нарушениями развития в 2006-07 учебном годуЛитератураИллюстрации с цветной вкладки
Комментарии к книге «Обучение основам ремесла и развитие общения на занятиях в керамической мастерской», О. В. Караневская
Всего 0 комментариев