Есть тема непривлекательности. Уделять ей соответствующее внимание — вот недостаток пищи для возникновения невозникшего чувственного желания, или для роста и увеличения чувственного желания, когда оно возникло.
СН 46:51
Отбрасыванию чувственного желания способствуют шесть вещей:
1. Обучиться тому, как медитировать на непривлекательности;
2. Заниматься медитацией на непривлекательности;
3. Охранять двери чувств;
4. Умеренность в еде;
5. Дружба с достойными людьми;
6. Подходящий разговор.
Комментарий к “Сатипаттхана сутте”
1. Обучиться тому, как медитировать на непривлекательности
2. Заниматься медитацией на непривлекательности
(а) Непривлекательность
У того, кто занимается медитацией на непривлекательном, в результате прочно закрепляется разочарование в привлекательном.
АН 5:36
"Непривлекательное" относится, в частности, к кладбищенским медитациям, описанным в “Сатипаттхана сутте” и объясненным в “Вишуддхимагге”; но это также относится к непривлекательным сторонам чувственных объектов в целом.
(б) Нечистота тела
И далее, монахи, монах созерцает само это покрытое кожей и заключающее в себе множество нечистот теле, снизу вверх, начиная со стоп, и сверху вниз, начиная с волос головы: “В этом теле есть волосы головы, волосы тела, ногти, зубы, кожа; мускулы, сухожилия, кости, костный мозг, почки; сердце. Печень, диафрагма, селезенка, легкие; кишки, брыжейка, глотка, фекалии, мозг; желчь, слизь, гной, кровь, сало, пот, жир; слезы, слюна, носовая слизь, синовиальная жидкость, моча”.
МН 10
Связанное костями и жилами,
слепленное из мяса и перепонок,
покрытое кожей,
тело не видят таким, как оно есть.
Наполненное желудком и печенью,
сердцем и легкими,
селезенкой и почками,
слюной и слизью,
потом и лимфой,
кровью и желчью,
его суставы смазаны жиром.
Девять нечистых струй
постоянно истекают из него:
из глаз слизь, из ушей сера,
слизь из носа,
изо рта иногда желчь, иногда мокрота,
изо всего тела исходит пот и грязь.
Пустота черепа заполнена мозгом…
Глупец, под влиянием невежества,
считает его прекрасным…
Сутта Нипата, строфы 194–199 (I.11)
(в) Различные созерцания
Чувственные объекты дают мало удовольствия, но много боли и разочарования; в них преобладает опасность.
МН 14
Комментарии к книге «Пять умственных помех и их преодоление[Избранные тексты из Палийского канона и Комментариев]», Автор Неизвестен -- Буддизм
Всего 0 комментариев