Хотя эпоху Цин по интенсивности развития цигун нельзя сравнивать с эпохой Мин, тем не менее было бы ошибкой утверждать, что цигун не развивался.
В начале эпохи Цин Янь Юань выступил против одностороннего увлечения «сидением в состоянии покоя» в практике цигун и настаивал на том, что в основе упражнений должны лежать движения. Его взгляды явились развитием идей, заложенных в «Исюэ жумэнь».
Пэн Динцю, посчитав, что книга «Цюаньдао цзан», о которой говорилось выше, не практична из-за большого объема, соединил основное ее содержание с другими, не издававшимися ранее трудами и выпустил книгу под названием «Даоцан цзинъяо», которая пользовалась большой популярностью.
Известный врач периода династии Цин Чжан Jly в своем труде «Чжанши итун», над которым он работал в течение десяти лет, специально описал «отклонение», встречающееся у цигунистов, — «непроизвольное помешательство», избавиться от которого можно с помощью «чудодейственной пилюли небесного императора для пополнения в сердце».
Период от Синьхайской революции[2] до настоящего времениВ период между Синьхайской революцией и созданием КНР в 1949 г. власть предержащие всячески подавляли цигун, началось проникновение в Китай западной культуры. Все это нанесло значительный ущерб развитию цигун. И все же в этот период получила распространение литература, содержащая простые и доступные методики, например: «восемь отрезков парчи», «тренировка мысли и ци», «двенадцать отрезков парчи», «метод совершенствования и пестования в покое» и другие. Активно занимались пропагандой цигун Чжан Сичунь, Дин Фубао и другие известные врачи того времени. Однако этого было явно недостаточно для того, чтобы цигун стал вновь процветать. Более того, он приходил в упадок и оказался на грани полного исчезновения.
Комментарии к книге ««Цигун и жизнь» («Цигун и спорт»)-04 (1993)», Журнал «Цигун и спорт»
Всего 0 комментариев