Среди трудов по цигун, появившихся в эпоху династии Мин, можно назвать и «Сючжэнь яоцзюэ» Ван Цая, «Лэйсю яоцзюэ» и «Яншэн даоиньфа» Ху Вэньхуана, «Фанху вайши» Лy Цяньсюя, «Ваньшоу сяньшу» Ло Хунсяна, «Цзиньдань яоцзюэ» У Чунсюя и массу других. Хотя эта литература и не свободна от мистики и магии, однако она достойна самого тщательного изучения с точки зрения практики цигун. Например, работа «Цзуньшэн бацзянь», отличающаяся разнообразием и богатством собранных сведений, была в 1884 г. переведена на английский язык и с интересом встречена на Западе. В книге Юань Ляофаня «Цзинцзо яоцзюэ», выдержанной в духе воззрений чань-буддизма, дается довольно четкое комплексное объяснение «сидению в состоянии покоя». Большую роль в развитии цигун сыграла книга Ли Тина «Исюэ жумэнь», в которой обосновывается необходимость сочетания динамических и статических упражнений, что предотвращает появление «отклонений» и способствует повышению эффективности занятий.
Особо следует отметить труд, составленный Сюй Чуньну, — «Гуцзинь итун дачжуань», в котором обобщен и систематизирован положительный опыт различных школ, накопленный в области «пестования жизни», включая цигун.
Уже в эпоху династии Цин Шэнь Цзиньао в книге «Цзабин юаньлю сичжу» описал применение метода «ведения и привлечения ци» для лечения более чем сорока шести различных заболеваний, справедливо полагая, что методы, способствующие продлению жизни, вполне применимы для лечения болезней.
Ван Кэньтан в книге «Люкэ чжэнчжи чжуньшэн» на основе собственного практического опыта разработал методику лечения глаукомы с помощью цигун.
Ли Чжунцзы, живший в конце эпохи Мин, написал несколько книг по основам медицинских знаний, которые были весьма популярны и после его смерти, это: «Нэйцзин чжияо», «Ицзун биду» и др.
В книге Гун Тимсяня «Шоуши баоюань» содержится оригинальный взгляд на важность дыхания и описываются различные способы овладения им. Автор рекомендует применять «метод шести иероглифов» в сочетании с методом «проглатывания слюны», а также больше набирать «чистой ци» и меньше удалять «грязной ци», что способствует сохранению ци внутренних органов.
Говоря о периоде династии Мин, следует упомянуть еще один капитальный труд — «Цюаньдао цзан», состоящий из 5486 разделов, значительная часть из которых посвящена проблематике цигун. Благодаря этому сборнику многие древние первоисточники сохранились и дошли до нас.
Комментарии к книге ««Цигун и жизнь» («Цигун и спорт»)-04 (1993)», Журнал «Цигун и спорт»
Всего 0 комментариев