которая выявляется для хозяйственной деятельности в зависимости
от места, где осуществляется эта деятельность. Эта выгода
заключается в сокращении издержек по производству и сбыту
определенного промышленного продукта и означает, следовательно,
возможность изготавливать данный продукт в одном какомлибо
месте с меньшими издержками, чем в другом месте.
Отсеивая элементы производственных издержек, не зависящие
от местоположения, А.Вебер оставил три фактора:
1) издержки на сырье;
2) издержки на рабочую силу;
3) транспортные издержки.
Однако первый из них, как считает А.Вебер, можно выразить
в виде различий в транспортных издержках, исключив тем самым
его в качестве самостоятельного фактора. Остальные же условия,
влияющие на размещение предприятий, он предлагал рассматривать
как некоторую «объединенную агломерационную силу», или
как третий штандортный фактор. В конечном счете в расчет принимаются
три фактора: транспорт, рабочая сила, агломерация.
Дальнейший анализ проводился последовательно по трем факторам.
Соответственно выделяются и три основные ориентации в
размещении: транспортная, рабочая и агломерационная.
Транспортная ориентация. Согласно А.Веберу, величина транспортных
издержек зависит от веса перевозимых грузов и расстояния
перевозки. Под влиянием транспортных издержек промыш
ленное предприятие будет притягиваться к тому пункту, в кото
ром с учетом местоположения потребительского центра и источ
ников сырья имеет место минимальная величина транспортных
издержек. Этот пункт есть транспортный штандорт (транспортный
пункт). Для нахождения этого пункта используется весовой (ло
кационный) треугольник В.Лаунхардта. При этом важную роль
играют два показателя: материальный индекс и штандортный вес.
Рабочая ориентация. Далее, учитывая различия издержек на
рабочую силу (рабочих издержек), определяется рабочий пункт,
т.е. пункт с наиболее низкими рабочими издержками. Рабочий
пункт будет притягивать производство к себе, в результате чего
производство либо останется в транспортном пункте, либо переместится
в рабочий пункт. Такое перемещение может произойти
Комментарии к книге «Региональная экономика и управление», Глеб Геннадьевич Фетисов
Всего 0 комментариев