Цена каждого продукта в любой точке пространства отличается от
его цены в городе на величину транспортных затрат, которые принимаются
прямо пропорциональными весу груза и дальности перевозки.
Критерий оптимизации размещения в работах Й.Тюнена
— минимизация транспортных затрат.
Й.Тюнен ставил вопрос следующим образом: какие формы
примет при установленных предпосылках сельское хозяйство и
какое влияние на его размещение будет оказывать расстояние от
города? Ответ на этот вопрос он искал на пути сопоставления
транспортных затрат на перевозку продукции от места производства
до рынка, в результате чего выявляются зоны, наиболее благоприятные
(с точки зрения минимизации транспортных затрат)
для размещения в них тех или иных видов сельскохозяйственного
производства.
Кольца Тюнена. Й.Тюнен доказал, что оптимальная схема размещения
сельскохозяйственного производства (в рамках сделанных
им допущений) — это система концентрических кругов (поясов)
разного диаметра вокруг центрального города, разделяющих
зоны размещения различных видов сельскохозяйственной деятельности.
Чем выше урожайность (продуктивность), тем ближе к городу
должно размещаться соответствующее производство, и чем дороже
тот или иной продукт на единицу веса, тем дальше от города
целесообразно его размещение. В результате интенсивность
ведения хозяйства снижается по мере удаления от города.
Основываясь на условиях ведения хозяйства в своем имении
в Мекленбурге, Й.Тюнен выделял шесть поясов (колец) размещения
сельскохозяйственной деятельности. В качестве таковых выступают:
• высокопроизводительное пригородное хозяйство;
• лесное хозяйство;
• плодосеменное производство;
• выгонное хозяйство;
• поля трехпольного севооборота;
• зона скотоводческого производства.
Ясно, что при других условиях конкретный состав поясов может
быть другим, однако принцип их чередования сохраняется.
Одновременно Й.Тюнен обосновал основные положения теории
земельной ренты по местоположению. Определенный продукт
продается по одной и той же цене независимо от места своего
производства. Земельная рента равна величине экономии на
транспортных издержках в хозяйствах, расположенных относительно
Комментарии к книге «Региональная экономика и управление», Глеб Геннадьевич Фетисов
Всего 0 комментариев