Пусть различным объемам агломерированной массы (например,
годовым выпускам продукции) соответствуют различные
удельные издержки.
1) 100т-> 10руб.;
2) 400т - > 6 руб.;
3)1600т->4руб.;
4) 6400 т — > 3 руб.
Уменьшение удельных издержек при росте объема производства
отражает эффект концентрации. Разница в издержках для этих
агломерированных масс по сравнению с первым уровнем концентрации
производства составит для второго уровня 4 (10—6); для
третьего — 6 (10—4), четвертого — 7 (10—3). Эти величины (4, 6,
7) и представляют собой те сбережения, которые получаются для
различных степеней агломерации и которые повышаются при укрупнении
производства. Их А.Вебер и называл индексами сбережений
при агломерации.
Анализ влияния фактора агломерации на размещение производства
предполагает отсутствие влияния всех других факторов,
кроме транспортного.
Для определения места размещения агломерированного производства
вокруг транспортных пунктов проводятся изодапаны,
среди которых выделяется критическая изодапана, т.е. геометрическое
место точек, в котором перерасход транспортных затрат
равен экономии от агломерации производства.
А.Вебер утверждал, что отклонение изолированных производств
от их транспортных пунктов имеет смысл только тогда,
когда все отклоняющиеся производства, не выходя за пределы
своих критических изодапан, соединятся в каком-то одном месте.
Таким местом является площадь общего сегмента, образованного
пересекающимися критическими изодапанами, так как только
внутри этого сегмента издержки отклонения для каждого
производства не превышают той выгоды, которая получается от
соединения, т.е. не превышают агломерационных сбережений
(рис. 1.3).
Агломерируемые производства должны размещаться в заштрихованном
сегменте. Выбор точки размещения внутри сегмента
осуществляется с учетом транспортного фактора. В более общем
случае несколько предприятий образуют не один, а несколько сегментов.
Рис. 1.3. Транспортныепункты и площадь агломерации
А.Вебер рассматривал различные ситуации при осуществлении
агломерации, конкретизируя методику нахождения штандорта. Он
Комментарии к книге «Региональная экономика и управление», Глеб Геннадьевич Фетисов
Всего 0 комментариев