тогда, когда экономия на рабочих издержках в данном пункте
перекрывает перерасход в транспортных затратах из-за перемещения
производства.
Для определения промышленного штандорта с учетом совместного
влияния факторов транспортных издержек и рабочей силы
А.Вебер прибегает к построению так называемых изодапан — линий,
соединяющих эти пункты одинаковых издержек отклонения.
Поскольку приросты транспортных затрат, обусловленные
перемещением производства из транспортного пункта в рабочий,
увеличиваются с удалением от транспортного пункта, причем более
или менее равномерно в любом направлении удаления, в каждом
направлении должны существовать такие пункты, для которых
приросты транспортных затрат (или издержки отклонения)
будут одинаковыми.
Графически (рис. 1.2) такие линии можно представить в виде
замкнутых кривых, которые огибают пункт транспортного минимума
(Р) и соединяют точки одинаковых отклонений в транспортных
издержках при перемещении производства в рабочие пункты
(., или L2). При этом изодапана, соединяющая точки, в которых
отклонения транспортных издержек равны экономии на рабочих
издержках, называется критической изодапаной для данного рабочего
пункта.
Если данный рабочий пункт лежит внутри своей критической
изодапаны, то перемещение производства из транспортного пункта
в рабочий пункт выгодно, если вне ее, то перемещение невыгодно.
Например, если для рабочего пункта L, критической изодапаной
является Ау то предприятие предпочтительнее разместить
в транспортном пункте Р. Если же критической изодапаной яв
ляется А4, то предприятие целесообразно разместить в рабочем
пункте L
v
Агломерационная ориентация. Анализ влияния агломерационных
факторов на размещение промышленного предприятия А.Вебер
строит на основе оценки изменений, вызываемых процессами
агломерации, в оптимальной схеме размещения производства,
полученной на основе транспортной и рабочей ориентации. Для
этого он ввел дополнительное понятие — индекс сбережений.
Смысл этого понятия поясним на следующем простом примере.
Рис. 1.2. Транспортный и рабочие пунктыи изодапаны
Комментарии к книге «Региональная экономика и управление», Глеб Геннадьевич Фетисов
Всего 0 комментариев