быть, полезно несколько слов сказать о традиционном японском земледелии.
В древние времена семена риса просто разбрасывали по затопленной водой речной долине в сезон муссонов. С
течением времени в долинах реки стали делать террасы для задержания воды после окончания сезонного
разлива. В соответствии с традиционным методом, используемым плоть до конца Второй Мировой Войны, семена риса высевали в тщательно подготовленный питомник. Компост и навоз разбрасывали по полю, которое
затем затопляли, и после вспашки почва питомника приобретала консистенцию горохового супа. Когда
проростки достигали приблизительно 20 см высоты, их вручную пересаживали в поле. Опытный фермер мог
засадить за день около 0,13 га, но почти всегда эту работу делало много людей, работая вместе.
После того, как рис был пересажен, поле слегка рыхлили в междурядьях, затем вручную пололи и часто
мульчировали. В течение трех месяцев поле было затоплено водой, слой воды над поверхностью почвы
достигал 2,5 и более сантиметров. Урожай убирали вручную серпами. Рис связывали в снопы и на несколько
недель подвешивали сушиться перед обмолотом на деревянных или бамбуковых жердях. От пересадки до
уборки урожая каждый дюйм поля был по меньшей мере четыре раза пройден руками. После завершения
уборки риса, поле перепахивали и из почвы формировали плоские гребни приблизительно 0,5 м шириной, разделенными дренажными бороздами. Семена ржи или ячменя разбрасывали по поверхности гребней и
заделывали в почву. Такой севооборот был возможен только при хорошо спланированном распорядке работ и
постоянной заботе об обеспечении полей органическим удобрением и важнейшими питательными веществами.
Интересно отметить, что, используя традиционный метод, японские фермеры выращивали рис и озимые
зерновые каждый год на одном и том же поле в течение столетий без снижения плодородия почвы.
Признавая многие ценные достижения метода, м-р Фукуока предполагает, что он включает в себя и те работы, без которых можно обойтись. Он говорит о своем собственном методе как о методе "ничего-не-делания" и
считает, что, используя его, даже "воскресный фермер" может вырастить достаточно пищи для своей семьи.
Однако, он не имеет в виду, что этот способ возделывания культур исключает всякое усилие. Его ферма
Комментарии к книге «Революция одной соломинки (введение в натуральное земледелие)», Фукуока Масанобу
Всего 0 комментариев