В эпоху поздней классики героическая направленность образа смягчается, и появляются индивидуалистические тенденции в портрете, которые усиливают психологизм. Особый интерес к передаче эмоционального состояния приводит к возникновению изображений, насыщенных гедонистическими и лирическими мотивами. Создаются произведения, содержание которых отражает дух покоя, чувство сладкой истомы, погруженности в себя. При этом задача внешнего сходства не считалась первостепенной, мастера старались акцентировать в облике модели характерные черты эпохи, которые превращали портрет в типический образ.
Скульптурная голова, выполненная с оригинального произведения Лисиппа, в полной мере является отображением этих течений. Черты бога Эрота трактованы с оттенком мальчишеской женственности и мягкости, однако здесь нет подчеркнутого натурализма и порывистой динамики, обычно приписываемых творчеству скульптора. Потеря интереса к тщательной проработке деталей и охлаждение эмоции, проявившееся в мечтательно-грустном выражении лица, стали одними из основных особенностей заката позднеклассического искусства.
Неизвестный мастер Голова мужчины. Около 320 до н. э. Мрамор. Высота — 31Этот великолепный подлинник монументальной пластики некогда был частью афинского надгробия, в котором в натуральную величину изображались члены семьи погибшего. Мужская голова с грубыми чертами лица и густыми завивающимися волосами создана с применением бурава и техники полировки. В противоположность классической скульптуре мастер уходит от репрезентативности и идеализации образа. Темперамент и проявления характера выражены в мимике: брови нахмурены, рот слегка приоткрыт, волосы взъерошены, на лбу вырисовываются морщины. Сила и патетика искусства теперь заключаются не в воплощении совершенного человека, ваятель стремится показать сложность внутреннего мира личности, противоречивость натуры, недоверчивость к окружающим и даже некоторую жестокость. Психологическая трактовка индивидуализирует персонажа, однако это не отменяет присутствия общих типических черт, свойственных времени на рубеже классической эпохи и эллинизма.
Неизвестный мастер Портрет императора Августа. 27 до н. э.-14 н. э. Мрамор. Высота — 42,5
Комментарии к книге «Художественный музей Уолтерса (Балтимор)», В. Морозова
Всего 0 комментариев