Все буддийские традиции подчеркивают важность духовного учителя для следования по Пути.
Духовный учитель не только
• дает информацию,
• отвечает на вопросы,
• проверяет, насколько правильно понимание ученика,
• оценивает интеллектуальное, эмоциональное и медитативное развитие ученика.
Духовный учитель также
• дает посвящения и является объектом, перед лицом которого мы принимаем обеты,
• служит образцом для подражания,
• вдохновляет своим личным примером,
• обеспечивает связь с традицией, идущей от Будды.
Как учителя, так и ученики находятся на различных этапах духовного пути. Поэтому для установления взаимоотношений учитель — ученик существует широкий спектр методов.
Социокультурный контекстВ наши дни условия для обучения у духовного учителя на Западе полностью отличаются от соответствующих условий в традиционном азиатском обществе.
Традиционно в Азии большинство учеников Дхармы
• являются монахами или монахинями, посвящающими духовному пути все свое время;
• не занимаются ничем другим, кроме изучения и практики Дхармы;
• приступают к изучению Дхармы, являясь необразованными детьми;
• следовательно, повзрослев, они обладают лишь минимальными познаниями в области «светских» или «мирских» дисциплин: например, математики, социологии и других наук;
• признают традиционные азиатские ценности, касающиеся положения женщин, отношения к авторитарным структурам: женщины занимают подчиненное положение, а иерархическое устройство общества — норма.
В современных западных странах, большинство учеников
• миряне, загруженные профессиональными обязанностями и личной жизнью;
• могут уделить Дхарме лишь небольшую часть своего времени;
• начинают изучать Дхарму, будучи уже образованными взрослыми людьми;
• требуют равноправия полов и демократических социальных структур.
Комментарии к книге «План для анализа динамики взаимоотношений с духовным учителем», Александр Берзин
Всего 0 комментариев