Двойственная природа Христа, жаждущего так по-человечески, но с такой нечеловеческой страстностью обрести Бога, или вернее — вернуться к Богу и слиться с ним, — всегда составляла для меня неразрешимую загадку. Эта ностальгия по Богу, столь таинственная и столь осязаемая, открылась во мне как незаживающая рана, одновременно став и неиссякаемым источником духовных сил.
С ранней юности и в течение всей последующей жизни причиной всех моих страданий и радостей стала беспощадная, ни на минуту не прекращающаяся борьба между духом и плотью.
Темные древние силы Зла таились во мне; но во мне же обитали и светлые силы Господа — и душа моя превратилась в арену, где эти две армии сошлись и скрестили свое оружие.
Эта битва причиняла невыносимые страдания. Я любил свое тело и не желал его гибели; но я любил и свою душу и страшился ее уничтожения. И я бросился примирять этих двух исконных противников, пытаясь внушить им, что они не враги, но скорее соратники, что они могут обрести радость в гармонии, дабы и я мог возликовать вместе с ними.
Дух и плоть каждого человека содержит частицу божественной природы. Вот почему тайна Христа не является тайной лишь какого-то одного вероучения: она всеобща и универсальна. Борьба между Богом и человеком совершается в каждом, и в каждом живет надежда на их воссоединение. Порой эта схватка происходит в подсознании и быстро завершается. У слабой души недостает сил долго противостоять плоти. Она тяжелеет, сама преображаясь в плоть, и поединок заканчивается. Но для тех, кто денно и нощно ощущает свое Высшее Предназначение, этот взаимоистребляющий конфликт между плотью и духом может длиться до самой смерти.
Чем сильнее душа, чем бодрее плоть, тем плодотворнее эта борьба, тем полнокровнее конечная их гармония. Господу не по нраву слабые души и дряблые тела. Дух жаждет борьбы с равноценным противником — телом сильным и готовым к сопротивлению. Как хищная птица, все время испытывающая голод, дух пожирает плоть и уничтожает ее.
Борьба между плотью и духом, бунт и сопротивление, примирение и подчинение и, наконец, высшая цель этой борьбы — единение с Богом, — таков смысл восхождения Христа, восхождения, которое можем совершить и мы, следуя по его кровавым следам.
Комментарии к книге «Последнее искушение Христа», Никос Казандзакис
Всего 0 комментариев