Трудовой народ воспевает героическую борьбу Штефана с турками и татарами, рассказывает легенды об основании им известных в Молдавии храмов, о справедливости, с которой жаловал он своих воинов-крестьян землей, о правом суде Штефана. Нет в Молдавии памятника старины, которого народная молва не связывала бы с именем любимого князя. Более того, легенда утверждает, что старый князь не умер, что, когда для родной земли настает лихая година, он плачет в гробу. Но есть свидетельство еще более трогательное и красноречивое: это колыбельная песня, в которой мать, склонившись над сыном, поет:
Храбрым вырасти, любимый,Как Штефан непобедимый:На войне врагов руби,Родину оборони…Такого нерукотворного памятника удостоились немногие исторические деятели.
* * *Книга М. Садовяну «Жизнь Штефана Великого» появилась в 1934 году. Страна шла быстрыми шагами к фашизму. Иностранные компании опутывали Румынию кабальными договорами, их щупальцы ненасытно впивались в тело страны. Экономическому гнету сопутствовало духовное порабощение. Гитлеризм жадно тянулся к душе молодого поколения.
Что же делали писатели в эти решающие годы? Одни уходили от ответа, отгораживаясь от действительности теориями «космического беспокойства и страха», «падения» человека, «бесполезности» борьбы за его душу, другие искали выход в мире «сильных ощущений», третьи воспевали тщетность стремлений человечества к счастью. Даже такой крупный реалист, как Ливиу Ребряну, не избежал тлетворного влияния философии отчаяния, ничтожности человеческих идеалов, даже он не смог преодолеть ложного обаяния экзотизма и утонченной чувствительности. Да, в этом смысле можно было сказать, что и Румыния — нищая, полуколониальная страна, огромное большинство населения которой прозябало в бедности и отсталости, не осталась не затронутой этой упадочной философией: утонченное буржуазное искусство развращения человека имело здесь своих достойных представителей.
Но были и писатели, которые смело шли своим путем, пренебрегая искушениями легкой славы и обрекая себя на преследования, на ненависть фашистских громил или, в лучшем случае, на пренебрежительные смешки «верхушки» общества. Среди них был и Михаил Садовяну.
Нельзя сказать, что такие прославленные деятели румынской истории, как Штефан, были забыты в годы установления фашистской диктатуры. Напротив, считалось весьма модным вспоминать о них по делу и без дела, спекулировать на любви народа к славным героям минувших веков.
Комментарии к книге «Жизнь Штефана Великого», Михаил Садовяну
Всего 0 комментариев