В трактате “Чжуан-цзы” говорится: “Если дышать с произнесением звуков, выводить старое и набирать новое, ходить, как медведь, и вытягиваться, как птица в полете, проживешь сто лет”, т. е. речь идет о двух сторонах “пестования жизни”: с одной стороны, о “набирании и выведении, т. е. о цигун, о сохранении здоровья и продлении жизни, а с другой, о движениях, “ведении и привлечении” (даоинь), о массаже. Гуань-цзы считал, что “семя” (цзин) является “корнем” ци, первоисточником жизни человека, поэтому он выступал за “пестование жизни” путем “сохранения семени”. В трактате “Люйши чуньцю” подчеркивается единство “семени”, ци и тела, которое является основой жизни. Лао-цзы и Чжуан-цзы считали “пестование” духа-шэнь основой долголетия; Люйши на первое место ставил движение, справедливо полагая, что “проточная вода не протухает, а в дверных петлях черви не заводятся”. Конфуций же полагал необходимым сочетание движения и покоя. Все перечисленные мыслители также признавали тесную связь между здоровьем человека и окружающей средой и выдвинули положение о “единстве неба и человека”. Лао-цзы и Чжуан-цзы выступали за пассивное следование природе, Гуань-цзы, наоборот, говорил о необходимости активного стремления соответствовать ей, а Сюнь-цзы говорил о необходимости приложения усилий для преобразования природы, призывал “покорить и использовать волю неба”.
В трактате “Хуанди нэйцзин” проблема “пестования жизни” рассматривается под углом зрения медицины, в нем тонко подмечены и обобщены многие вопросы, связанные с ростом человеческого организма, достаточно правильно описаны механизмы его старения, выдвинут тезис о необходимости “лечения при отсутствии болезни”, имевший важное значение для дальнейших исследований вопросов профилактики заболеваний, сохранения здоровья и продления жизни.
“Нэйцзин” содержит два основных принципа, связанных с “пестованием жизни”: во-первых, поддержание психического и физического здоровья, укрепление иммунитета, замедление процесса старения; во-вторых, приспособление к внешней среде, исключение влияния на организм внешних вредных факторов.
“Нэйцзин” оказал огромное влияние на последующие поколения. Большинство более поздних трудов, по вопросам “пестования жизни” создавалось на основе именно этого трактата.
Комментарии к книге ««Цигун и жизнь» («Цигун и спорт»)-02 (2000)», Журнал «Цигун и спорт»
Всего 0 комментариев