На период между эпохами Западная Цзинь (III–IV вв.) и Суй и Тан (VI–X вв.) приходится расцвет буддизма и даосизма, которые также оказали влияние на медицину. Не даром многие медики того времени по своим философским взглядам были даосами, это: Тао Хунцзин, Гэ Хун, Сунь Сымяо и др. К важным произведениям по “пестованию жизни” относятся труды “Янсин яньминлу” (Тао Хунцзин) и “Баопуцзы” (Гэ Хун). Последний внес особенно большой вклад в развитие науки “пестования жизни”. Он считал, что “преуспевший в упорядочении жизни ложится и встает во время, соответствующее времени года; в повседневной жизни соблюдает особые правила гармонии; в тренировке мысли и костей использует лежание на спине; для недопущения болезней и влияния вредных факторов применяет прием выведения; для постоянного управления собой использует методику ослабления и пополнения”. Здесь Гэ Хун рассматривает широкий спектр вопросов “пестования жизни” — от повседневного быта до занятий спортом и цигун. Он считал, что применение лекарственных средств, цигун и следование правилам “пестования жизни” связаны друг с другом.
В период эпох Западная Хань (III в. до н. э. — I в. н. э.), Вэй (III в.) и Цзинь (III–V вв.) в науке “пестования жизни” и геронтологии произошел настоящий прорыв, они превратились в главное направление научного поиска. В книге Чжан Хуа “Боучжи” содержатся основные принципы “впитывания” [ци] в процессе труда и отдыха, питания, повседневной жизни и т. д. В книге Цзи Тана “Яншэн-лунь” подчеркивается невозможность обретения бессмертия, предлагается заниматься “пестованием жизни”, исходя из реальных возможностей: отказаться от обильного питания, принимать укрепляющие средства, пить только чистую воду, принимать солнечные ванны, ограничивать себя в половой жизни и т. д. Янь Чжи в книге “Яныни цзясюань” на примере собственного опьгге показал бесперспективность попыток достичь уровня небожителей. Он рекомендовал “любить дух-шэнь, пестовать свет духа-шэнь, следить за дыханием, соблюдать режим бодрствования и сна, приспосабливаться к холоду и теплу” и т. д.
До настоящего времени сохранилось, по самым скромным подсчетам, около 20 трудов по вопросам “пестования жизни”, относящихся к эпохам Хань и Цзинь, и около 10, относящихся к эпохам Суй и Тан.
3. Период эпох Сун (X–XIII вв.) и Юань (XIII–XIV вв.)
Комментарии к книге ««Цигун и жизнь» («Цигун и спорт»)-02 (2000)», Журнал «Цигун и спорт»
Всего 0 комментариев